Увеличить выплаты по ОСАГО решил Минфин РФ, о чем и было объявлено в конце сентября. В свою очередь, повышение сумм выплат может отразиться на размере страховых взносов. Соответственно, полисы подорожают. Минфин уже сейчас готовится к непростым переговорам с заинтересованными сторонами. Правда, самую многочисленную из сторон – водителей – как обычно, никто спрашивать не собирается.
Итак, 28 сентября, как сообщает Interfax-Russia.ru, Минфин РФ объявил о том, что в пакет изменений по ОСАГО внесены изменения. В частности, предлагается увеличить лимит страховой выплаты с 25 до 50 тысяч рублей. Это предусмотрено для упрощенной процедуры оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Кстати, по оценкам аналитиков из «Росгосстраха», сейчас доля мелких ДТП, когда водители сами решают все вопросы, не превышает 3%.
Напомним, что упрощенная процедура выплат без вызова сотрудника ГИБДД предусмотрена при мелких авариях с небольшим имущественным ущербом.
«В настоящее время завершается этап согласования предложенных Минфином РФ изменений в закон об ОСАГО с другими ведомствами, – сообщила журналистам заместитель директора департамента финансовой политики Минфина РФ Вера Балакирева. – Мы планируем представить согласованный вариант законопроекта в правительство до конца этого года». Кроме того, в этом же блоке поправок предусмотрено увеличение предела выплат по риску жизни и здоровью граждан со 160 тыс. рублей на каждого пострадавшего до 500 тыс. рублей.
Балакирева намекнула, что «среди поправок есть положения, направленные на достижение большей прозрачности самой процедуры оформления выплаты по ОСАГО для страхователей». В то же время главный аналитик «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова предсказала увеличение стоимости обязательного автострахования. «По поручению Минфина РФ Российский союз автостраховщиков (РСА) сделал расчеты и дал прогноз примерного роста тарифа ОСАГО после изменения лимитов, – сказала Анжела Долгополова. – Он предусматривает рост тарифов примерно на 30%».
То есть полезная в принципе становится все менее привлекательной с точки зрения кармана автовладельца.
«Повышение суммы с 25 до 50 тысяч связано, я думаю, с тем, что Минфин таким образом рассчитывает увеличить количество ДТП, оформляемых без участия ГАИ, – считает руководитель ООО «Страховой брокер "ЧерновЪ и Партнеры"» Александр Чернов. – На мой взгляд, это проблема не первоочередная, есть куда более насущные вещи, например единая методика оценки, которой мы все ждем, как из печки пирога. Куда более полезным было бы направить усилия Минфина именно в этом направлении».
Действительно, разговоры о необходимости увеличения размеров выплат, о введении единых подходов к оценке ущерба тянутся уже несколько лет. Даже с президентом РФ Дмитрием Медведевым общались недавно на эту тему руководители ведущих страховых компаний. По словам Анжелы Долгополовой, из этого разговора страховщики поняли, что порядок выплат гражданам за ущерб жизни и здоровью пора приводить к международным нормам.
Для примера: сейчас на железнодорожном транспорте действует добровольное страхование с лимитом по риску «смерть» в 12 тысяч рублей. А на водном транспорте действуют нормативные акты, которые предусматривают аналогичные выплаты в 100 тысяч рублей. После введения в закон всех поправок должно произойти выравнивание оценки ущерба жизни и здоровью людей с точки зрения страховых расчетов. Законопроект об обязательном страховании ответственности перед пассажирами на всех видах российского транспорта, который в настоящее время готовит Минтранс РФ, как раз на подходе.
«Полагаю, что прежний размер выплат уже не соответствовал адекватному, рассчитанному с учетом инфляции, необходимому рыночному уровню с точки зрения перспективы ближайших лет, – комментирует главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. – Вероятно, страховщики будут стремиться повысить размер страховых взносов и ставок. Согласно средним оценкам рынка страховые ставки вырастут в случае принятия изменений на 30-35%. Для автомобилистов это означает рост расходов, связанных с эксплуатацией транспортных средств, который наиболее ощутимым окажется для личных, семейных бюджетов граждан со сравнительно низким уровнем доходов. Разумеется, страховые компании будут стремиться избежать выплат по страховым случаям на данном сегменте своего бизнеса».
Как считает эксперт, общая «прозрачность» страхового рынка остается низкой. Большое количество страховых организаций в РФ не является само по себе гарантией снижения стоимости их услуг. Напротив, избыточное для экономики количество таких структур снижает их эффективность, что, в свою очередь, ограничивает возможности, в том числе по снижению ставок и взносов. При отсутствии в экономике значимых альтернатив для инвестиций, к примеру в реальном секторе, такая ситуация является питательной средой для монопольных ценовых сговоров.
По словам аналитика, выходом из этой ситуации может стать консолидация финансового, страхового секторов. Во-первых, позволит крупным организациям за счет большей эластичности бизнеса проводить более эффективную ценовую политику, сокращать страховую процентную и комиссионную маржи. Во-вторых, финансовая система станет более прозрачной, что снизит её риски и, соответственно, стоимость услуг для конечных пользователей.