TOLYATTY
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Тольятти
Погода

переменная облачность, без осадков

ощущается как -4

3 м/c,

южн.

757мм 90%
Подробнее
USD 102,58
EUR 107,43
Авто Рынок ОСАГО под угрозой банкротства

Рынок ОСАГО под угрозой банкротства

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила с инициативой разрешить страховщикам ОСАГО конкурировать по цене полиса при участии в конкурсах органов власти и естественных монополий. Как сообщила интернет-изданию «Газета.ru» начальник управления ФАС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выступила с инициативой разрешить страховщикам ОСАГО конкурировать по цене полиса при участии в конкурсах органов власти и естественных монополий. Как сообщила интернет-изданию «Газета.ru» начальник управления ФАС по контролю финансовых рынков Юлия Бондарева, ценовая конкуренция – это механизм запуска всего позитива, который может быть на рынке. Она улучшит сервисные условия.

В рамках тендера тарифную «вилку» предлагается протестировать в течение года и, в случае положительного опыта, распространить практику ценовой конкуренции на всю систему автогражданки. Для начала ценовой коридор при определении тарифов ОСАГО будет установлен в пределах 20 процентов, однако нижняя планка сохранится. Впрочем, ранее с похожим предложением выступило Министерство финансов России, предложившее введение свободных тарифов на ОСАГО. В целом, крупные страховщики не в восторге от этих инициатив.

По словам заместителя генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игоря Иванова, произойдет волна банкротств, потому что тарифы были рассчитаны с тем, чтобы прийти к точной оценке рисков: «Если допустить возможность понижения этих тарифов, то мелкие страховщики или авантюристы могут набрать обязательств, с которыми потом не справятся: они просто не смогут сформировать резервы. Неадекватность премий приводит к тому, что услуга будет оказана не в полном объеме или с большой задержкой».

Этого же мнения придерживается директор одной из страховых компаний Екатерина Гехт. «В случае введения свободных тарифов, конкуренция может принять самые чудовищные формы. На Западе шли к свободным тарифам десятилетиями. Мы также предполагали эволюционную форму отпуска тарифов – от установления их постановлением правительства, как сегодня, к регулированию профобъединением и в перспективе – к свободным тарифам. Однако это должна быть именно эволюция, и переход от этапа к этапу требует не только времени, но и создания соответствующих условий. На сегодняшнем этапе главной проблемой рынка является недобросовестная конкуренция, и процесс банкротства страховщиков ускоряется. Поэтому переход к фактическому снижению тарифа (в пределах расходов на ведение дела) этот процесс ухода страховщиков с рынка не только обострит – он полностью разрушит сам рынок ОСАГО», – считает г-жа Гехт.

Согласно закону об ОСАГО, 77 процентов от сборов страховщик направляет на формирование резервов (для осуществления выплат), а 23 процента – это расходы на ведение дела (печать полисов, содержание офисов, системы выплат и т.д.). То есть, по сути, введением свободных тарифов страховщикам предлагается сократить расходы на ведение дела и за счет этого сделать стоимость полиса ОСАГО дешевле. В результате введение свободных тарифов развяжет руки тем, кто до этого, вопреки закону, занижал тарифы и вел демпинговую политику по ОСАГО. Компании, которые сейчас находится в тяжелом финансовом состоянии, воспользуются установлением свободных тарифов и начнут открыто демпинговать в надежде набрать объемы – к чему приводит такая политика, мы уже неоднократно наблюдали.

Процесс массового исхода страховщиков с рынка ОСАГО начался еще в 2005 году с банкротства таких компаний, как «Авест», «Западно-Сибирская транспортная страховая компания», «Доверие», «Универсальный полис» и т.д. И этот процесс продолжался достаточно равномерно до 2009 года, когда на рынке ОСАГО произошел всплеск банкротств. В прошлом году рынок покинули 18 компаний – столько же, сколько за все предыдущие годы действия закона. К концу 2009 года по долгам ушедших компаний Российский союз автостраховщиков выплатил около четырех миллиардов рублей. Все это было предсказуемо независимо от общего состояния экономики в стране.

А что делать автовладельцам, чьи страховые компании обанкротились? «Все страховщики ОСАГО отчисляют три процента от сборов по этому виду страхования в специальные компенсационные фонды РСА, из которых союз выплачивает долги по автогражданке за оставшихся без лицензии страховщиков. Чтобы получить компенсационную выплату, пострадавшему в ДТП нужно подать соответствующее заявление и документы либо в РСА, либо в одну из компаний, уполномоченных союзом принимать заявления на компенсационные выплаты, – говорит Екатерина Гехт. – Дополнительную информацию по компенсационным выплатам, перечень документов можно узнать по круглосуточному телефону информационного центра РСА 8-800-200-22-75, а также на сайте РСА. А чтобы не попасть в подобную ситуацию, необходимо осознанно подходить к выбору компании. Тогда при наступлении страхового случая автовладелец сможет в рамках прямого урегулирования обратиться за выплатой в свою компанию».

Однако больших изменений в перераспределении рынка ОСАГО из-за банкротства малых страховых компаний не произойдет, поскольку на рынке ОСАГО велика концентрация бизнеса: 20 компаний-лидеров собирают 67 процентов премий. В Тюменской области двадцатка собирает 95 процентов. «Общий объем сборов у компаний, которые «стоят на выходе», достаточно небольшой, поэтому их уход не сильно изменит ситуацию в силу малого числа клиентов. Те перейдут к крупным страховщикам», – пояснила Екатерина Гехт.

По ее мнению, большую роль в привлечении и удержании клиентов сейчас играет система прямого урегулирования убытков. С 1 марта 2009 года пострадавший в ДТП может выбрать, в какую страховую компанию ему обратиться за выплатой: в свою или виновника. И все большее число автовладельцев обращаются за урегулированием убытка к своему страховщику. Если клиента обслужили качественно, он обязательно продлит договор. С введением системы прямого урегулирования автовладельцы стали более взвешенно выбирать страховую компанию.

Стоит отметить, что ОСАГО во всем мире является убыточным видом страхования, а в России – особенно, поскольку отечественный рынок еще не развит. Причина ухода большинства компаний – несбалансированный портфель, демпинговая политика, высокие комиссионные агентам. Крупные страховщики имеют возможность выровнять убыточность за счет работы с более рентабельными видами страхования и наличия широкой филиальной сети. Перекос же портфеля в сторону ОСАГО, каско приводит к тому, что страховщик не может выполнять обязательства перед клиентами. Одна из причин возникшей ситуации в том, что вход на рынок ОСАГО изначально был не ограничен, и на него пришли как серьезные игроки, так и те, кто не рассчитал силы или планировал собрать деньги и уйти.

В 2010 году уход компаний продолжится. За первое полугодие уже отозваны лицензии у нескольких компаний. Безусловно, на ситуацию повлияет и введение новых требований к уставному капиталу страховщиков, а также политика Федеральной службы страхового надзора, которая стала более жестко реагировать на снижение платежеспособности страховых компаний.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Не мужчине это решать!» — мама особенного ребёнка из Самары поспорила с чиновником из-за абортов
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Повсюду тлеют пожары, а народ опять — „безмолвствует“». В Тольятти состоялась премьера спектакля «Борис Годунов»
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья из Самары переехала в Калининград и увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления