Теперь сотрудники УГИБДД будут лишать прав водителей за езду на автомобиле с нештатными газоразрядными (ксеноновыми) лампами в фарах. Несмотря на то, что протестующие автомобилисты не смогли добиться отмены закона своими митингами, сдаваться они не намерены.
Газоразрядные (ксеноновые) лампы в автомобильной оптике стали популярны у российских водителей несколько лет назад. Основные отличия от ламп накаливания – более яркий свет при меньшей потребляемой мощности, а также необычный оттенок излучения, к примеру, ярко-синий или белый. В России продаются комплекты для установки ксеноновых ламп в любой автомобиль, в основном, корейских и китайских производителей стоимостью от трех тысяч рублей. Для того чтобы ксеноновые фары не слепили встречных водителей, на заводе авто оборудуют оптикой со специальным отражателем и стеклом. И все было хорошо до апреля прошлого года, когда МВД Республики Татарстан постановило, что за управление транспортным средством с ксеноновыми фарами граждане будут лишаться водительских прав на срок от шести месяцев до одного года.
Это решение силовики обосновали тем, что в министерство поступало очень много жалоб на увеличившееся количество автомобилей со слишком ярким светом фар, приводящим к ослеплению как водителей, так и пешеходов. В ведомстве связали это с тем, что автолюбители начали несанкционировано заменять лампы накаливания в фарах освещения на газоразрядные (ксеноновые). Вскоре волна запретов прокатилась по всей стране. Самарские автомобилисты провели два митинга против решения МВД, которые не увенчались успехом.
«Задача Госавтоинспекции не привлечь максимальное количество водителей к административной ответственности и подвести к лишению прав управлением ТС, а устранить те недостатки в техсостоянии транспорта, которые в определенной ситуации могу создать предпосылки для совершения ДТП. Законодательная база по привлечению нарушителей в настоящее время существует. И в ближайшие дни к отъявленным нарушителям меры, определенные законом, будут приниматься», – сказал руководитель УГИБДД Самарской области Игорь Антонов на онлайн-конференции в редакции 63.ru в пятницу, 2 апреля.
Водителей, которые проигнорируют приказ Министерства внутренних дел, привлекут к ответственности по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ, которая предполагает лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года. Причем некоторые автовладельцы утверждали, что их лишили водительских удостоверений еще до 1 апреля. Глава УГИБДД губернии подчеркнул, что в Самарской области подобных прецедентов не было.
«До настоящего времени сотрудники Госавтоинспекции Самарской области не применяли меры административного воздействия по статье 12.5 часть 3 КоАП РФ к водителям, управляющим автомобилем с «несанкционированным» ксеноном. В последний месяц Госавтоинспекция проводила лишь профилактические работы в данном направлении», – сказал Игорь Антонов.
То есть, до настоящего времени гаишники рекомендовали водителям сменить фары на разрешенные законодательством – с газоразрядными источниками света (правила ЕЭК ООН №98, ГОСТ Р 41.98-99) официально утвержденных типов: DC – ближнего; DR – дальнего; DCR – двухрежимного света с газоразрядными источниками света. Соответствующая маркировка, обозначающая тип фары (внешнего светового прибора), а также знак официального утверждения наносятся на рассеиватель фары и на ее корпус, если рассеиватель может быть от него удален. Газоразрядные источники света, маркировка категории которых, указанная на цоколе, начинается с буквы D, предназначены для использования только в фарах типов DC, DR, DCR. В случае управления транспортным средством со световыми приборами, режим которых не соответствует требованиям основных положений, возбуждается дело об административном правонарушении.
Само собой, приверженцев автомобилей с ксеноновыми фарами такие условия не устраивают, и в ближайшее время они собираются провести еще не один митинг в поддержку ксенона. Автомобилисты уверены, что газоразрядные лампы в фарах безопасны.
«В России только две беды: дураки и дороги. Каждого ослепляли встречные машины, если дорога с ухабами. И нет никакой разницы, ксенон там или галоген. Это насчёт дорог. Что касается второй проблемы, то меня сильно удивляет – как можно пользоваться автомобилем в тёмное время суток с ненастроенным светом фар? Сам водитель не видит дорогу да ещё и слепит всех подряд», – говорит водитель со стажем Артем Макаров. – Я постоянно за этим слежу и могу сказать, что в норме только 20-30% фар автомобилей, а все остальные светят полосами, в бок или в небо. Хуже всех настроены обычные фары (не ксенон) у «Жигулей» 2106. Может быть, водители не знают, что можно заменить севшую лампу и отражатель на новые – и увеличится освещённость дороги? Останется настроить пучок на стенде – и катайся с удовольствием. И при чём здесь ксенон? Он так же настраивается и не слепит. Проблема не в ксеноне, а в его правильной настройке».