В Международный женский день в России стартовала государственная программа по утилизации старых автомобилей. Несмотря на то, что проект действует уже четвертую неделю, многие автомобилисты до сих пор смутно представляют себе процедуру сдачи машины в утиль. Поэтому мы решили съездить к одному из официальных дилеров и выяснить, как авто-пенсионеры отправляются в последний путь.
К восьми утра мы подъехали к зданию автосалона «VIP-АВТО ЦЕНТР», расположенному на улице Ново-Урицкой, 22. Огромных очередей участников программы там не наблюдалось. Впрочем, ничего странного в этом не было. Дело в том, что в автосалоне на Ново-Урицкой представлены на продажу в рамках программы Chevrolet Cruze, Chevrolet Niva и Opel, в то время как в салоне на Алма-Атинской по 99 тысяч продаются вазовские «пятерки» и «семерки. Там-то и шумят настоящие страсти, а люди мучаются в ожидании своей очереди. Однако наш репортаж не о столпотворении водителей и акции АвтоВАЗа.
Нашим героем стал владелец синей «шестерки» 1996 года выпуска Алексей Сидоров. Мы встретили его перед входом в здание автосалона. Алексей Михайлович рассказал, что собирается купить себе «Ниву». Он уже собрал все необходимые документы и снял автомобиль с учета в МРЭО. Дело оставалось за малым – оформить договор в автосалоне и получить ключи от нового автомобиля. Эта процедура заняла всего полчаса. Автомобилист уже знал, какую машину собирается купить, поэтому уже через сорок минут ко входу в автосалон подогнали новенькую Chevrolet Niva.
Счастливый автолюбитель проехал на новом «четырехколесном друге» перед объективом нашей телекамеры, но потом вновь вернулся к старенькой «шестерке», чтобы лично погрузить ее на эвакуатор. Машина послушно подчинилась хозяину.
«Видите, 14 лет машине, а до сих пор ездит», – сказал автомобилист с улыбкой, когда вышел из машины.
На этом история владельца ВАЗ-2106 Александра Сидорова заканчивается. Эвакуатор трогается с места, и автомобилист провожает взглядом в последний путь сиротливые «Жигули». Мы пожелали ему удачи с новой машиной и отправились на площадку для утилизации. «Шестерку» привезли в «долину смерти», расположенную на территории компании «Вторчермет», занимающейся заготовкой и переработкой промышленного и бытового лома.
Сотрудники компании проверили и приняли документы на машину, и автомобиль повезли в цех на разборку. Увидеть своими глазами это страшное зрелище нам не дали, так как «Жигули» ставили на очередь, и когда руки «потрошителей» дойдут до этой модели, было неизвестно. Но сразу стало ясно, почему Алексей Сидоров отказался от нашего предложения посетить утильплощадку. Тяжело смотреть, как из машины, с которой ты провел не один год, буквально вытряхивают душу – после разборки от автомобиля остается голый «скелет».
Вместо «шестерки» мы понаблюдали за жутким процессом уничтожения разобранной «Нивы» и двух «газелей». Стальной захват крана сминал автомобили, как клочок бумаги, а затем поднимал их и отправлял под пресс. В конце от «железных коней» остались лишь железные кирпичи.
Вот так и проходит утилизация автомобилей. Если не наблюдать процесс уничтожения машины и не думать о том, как ее будут кромсать в «долинах смерти», то это торжественная и светлая акция. Во всяком случае, для Алексея Сидорова она стала именно такой.
А мы напомним, что сдаче в металлолом подлежат машины старше 10 лет, полностью укомплектованные и массой не более 3,5 тонны. Владельцу утилизированного автомобиля будут выдавать сертификат на 50 тысяч рублей, который можно использовать в качестве скидки на покупку новой машины.
При этом в рамках программы можно купить только автомобиль, собранный на территории России. Сейчас по программе утилизации можно приобрести 66 моделей. Среди них – вся продукция АвтоВАЗа, «Группы ГАЗ», внедорожники UAZ, модели SsangYong, выпускаемые компанией Sollers, собираемые в России автомобили Fiat, модели «ТагАЗа» (за исключением нового седана Vega), а также Toyota Camry, Nissan Teana и X-Trail, Ford Focus и Mondeo, Renault Logan и Sandero. В этот перечень также вошли модели General Motors (Chevrolet Captiva, Cruze, Opel Antara и Astra) и Volkswagen (VW Tiguan, Skoda Fabia и Octavia). В программе участвуют более 1,5 тысячи автосалонов и 73 перерабатывающих предприятия из 49 регионов.
Программа действует до 1 ноября 2010 года. Списки дилеров – участников программы и утилизационных пунктов представлены на сайте Минпромторга России.
Для утилизации автомобиля вам необходимо:
снять машину с регистрационного учета;
распечатать с сайта Минпромторга России утвержденный бланк свидетельства об утилизации;
приехать к официальному дилеру на автомобиле, сдаваемом на утилизацию (привезти за свой счет на эвакуаторе);
оформить в дилерском центре доверенность в простой документарной форме на передачу авто в пункт утилизации, получению свидетельства об утилизации;
подписать договор, на основании которого дилер будет выполнять вышеназванные операции от имени гражданина;
оплатить до 3000 рублей по договору за утилизацию;
выбрать и зарезервировать у дилера новый автомобиль;
при получении полностью оформленного и заполненного свидетельства об утилизации – завершить оформление нового автомобиля.
По выполнении всех вышеизложенных процедур водитель получает сертификат в 50 000 рублей на покупку нового авто.
Благодарим автосалон «VIP-АВТО ЦЕНТР» за помощь в написании материала.
Фото: Фото автора