Министерство внутренних дел РФ опубликовало поправки в федеральные законы «О безопасности дорожного движения» и «Об образовании». Изменения коснулись общего числа категорий водительских прав и введения дополнительных подкатегорий транспортных средств. Соответственно внесены корректировки в образовательный процесс по подготовке водителей.
В первую очередь, в рамках существующих категорий А, С, D, ВЕ, СЕ и DE выделили отдельные подкатегории – А1, С1, D1, С1Е и D1Е. Они сузят круг предъявляемых к водителям требований, но одновременно ограничат и доступ к управлению определенных видов транспорта. К примеру, подкатегория D1 будет давать право на управление автобусами, но не более чем с 16 посадочными местами, в то время как полная категория D разрешает садиться за руль автобуса без каких-либо ограничений. Таким образом, водитель «маршрутки» может обойтись правами D1, а шофер «Икаруса» должен сдавать на D.
Причем полная категория изначально предполагает включение в себя «упрощенного» варианта. То есть в данном случае дает право на управление как полноценными автобусами, так и их малыми собратьями. А вот чтобы нарастить потенциал подкатегории до стандартной D или, допустим, С придется сдавать практический экзамен.
Кроме того, введена совершенно новая категория для управления транспортными средствами с рабочим объемом двигателя не более 50 куб. см и максимальной скоростью не более 50 км/час.
В этот разряд попадают мопеды, скутеры, мокики которые ранее не требовали прав для управления. В министерстве объясняют этот регулирующий шаг тем, что в последнее время ДТП с их участием участились, в том числе и по Самарской области. По информации ГИБДД города, за прошлый год зарегистрирован 191 случай нарушения ПДД водителями мотоциклов и скутеров, приведший к авариям с пострадавшими. Несмотря на то, что аварийность снизилась на 20,4% по сравнению с 2008 годом, в этих ДТП 28 человек погибли. «В большинстве случаев за рулем этих транспортных средств находились подростки. Хотя происходили ДТП с участием людей более зрелого возраста», – отметила начальник отдела пропаганды УГИБДД Самарской области Татьяна Лядина.
Теперь для получении прав категории «М» новичкам придется пройти обучение в автошколе и сдать теоретические знания правил дорожного движения в ГИБДД. На руки права можно будет получить только по достижению 16-летнего возраста. У тех, кто уже имеет права одной из категорий, проблем с допуском к управлению мопедами не будет – их более высокая категория автоматически покроет отсутствие категории М в правах. Насчет практических занятий в автошколах для будущих «мопедчиков» окончательного решения нет – пока власти ограничиваются только контролем их теоретических представлений о ПДД.
Особое внимание сейчас приковано к категории В, в отношении которой еще в 2009 году Министерство образования тоже выдвинуло отдельное предложение. Его суть состоит в том, чтобы дать возможность практиковать вождение в автошколах на машинах с автоматической коробкой передач. Но и право управлять транспортным средством кандидатам с такими навыками будет предоставлено только в отношении автомобилей с автоматической трансмиссией. Об этом будет свидетельствовать соответствующая отметка в правах. А вот для законного управления автомобилем с «механикой» нужно будет взять часы практического вождения в автошколе и успешно сдать экзамен в ГИБДД.
Пока решение по вопросу разделения категории В окончательно не вынесено, но само предложение весьма своевременно и достойно положительной резолюции. Сейчас огромное количество водителей сразу после экзаменов садятся на «автомат» и уже не хотят менять эту сказку на простую «механику».
«Жаль, что я не учился на машине с автоматической коробкой передач в свое время. Пришлось здорово помучиться с «механикой» на светофорах и горках. А в итоге, я езжу на машине с «автоматикой» и на «механику» в жизни не пересяду. Это весьма досадно», – говорит владелец «Шкоды Октавия» Антон Кирсанов.
От себя могу добавить, что, проездив на авто с АКПП пару лет, на сегодняшний день я бы побоялась неожиданно сесть за руль автомобиля с ручной коробкой. Уже и определенная доля расслабленности в управлении проскальзывает, да и манипуляции с третьей педалью не мешало бы заново вспомнить. В общем, попрактиковаться с инструктором так или иначе пришлось, чтобы не выезжать на дорогу на свой страх и риск.
Что касается автошкол, то, по мнению некоторых экспертов, особых проблем расширить автопарк или пригласить инструктора с машиной на «автомате» не будет.
В закон «Об образовании» также внесены поправки, запрещающие водителям проходить самоподготовку. У директора «Самарской автошколы» Наталии Лебедевой они вызывают положительные эмоции: «Я категорически против самоподготовки. В автошколах работают профессиональные преподаватели и опытные психологи. А тех, кто занимается самообразованием, за рулем сложно чему-то научить. У таких людей совершенно другое мировоззрение».
На наш взгляд, нововведения, предложенные Министерством, весьма целесообразны. Во-первых, все водители, участвующие в дорожном движении, приравниваются в ответственности перед законом. Во-вторых, более тщательная классификация категорий наиболее точно отвечает конкретным запросам и пожеланиям кандидата. Ну и, наконец, право выбора полностью закрепляется за автовладельцем: хочешь, учись на категорию, а хочешь – ограничься более узкими правами.
Категории и подкатегории ТС, установленные на территории РФ
*категорию Е можно получить по истечении 12 месяцев с момента получения прав на управление ТС категорий B, C, D и подкатегорий С1, D1