Виктор Кирьянов предложил вернуться к балльной системе наказания нарушителей ПДД. По его мнению, опыт применения таких мер, хоть и многолетней давности, давал положительные результаты. И водителей с таким количеством нарушений, которое существует у некоторых из их числа сегодня, просто не было.
Мера побаллового учета может оказаться весьма эффективной, так как принципиально отличается от денежных штрафов. Во-первых, любой денежный штраф относителен, и если для владельца ВАЗ-2101 тысяча рублей – солидная сумма, то для владельца Porsche Cayenne – разменная мелочь. Во-вторых, «дырку в правах» можно получить практически на месте злодеяния, а вот заплатит ли водитель штраф или нет – еще вопрос. В-третьих, система «дырокола» накопительная и устанавливает лимит на серьезные нарушения, тогда как денежные штрафы, к примеру, позволяют просто закладывать в бюджет дальней поездки энное количество нарушений и не особо тужить, когда выписывают штраф за превышение скорости или за то, что не пропустил пешехода.
Упомянутая дисциплинарная система существовала во времена Советского Союза. Водителям выдавался так называемый «талон предупреждений», в котором сотрудники дорожной инспекции ставили свои отметки о грубых нарушениях ПДД в виде прокомпостированных отверстий. Если горе-автомобилист получал больше трех «замечаний» в свой документ, ему грозило лишение прав. Возвращали удостоверение только после сдачи экзаменов на знание «дорожных» правил. В случае утери талона к водительскому удостоверению автомобилист обращался в регистрационно-экзаменационное подразделение (МРЭО). Там паспортисты печатали заявление установленного образца, а сотрудники МРЭО проверяли у водителя наличие прав и медицинской справки. Автомобилист обязан был подтвердить свою квалификацию, предъявив техпаспорт (временный регистрационный талон) или справку с места работы (если это водитель-профессионал).
Затем водитель обращался в Госавтоинспекцию по месту жительства, где в заявлении ему делали отметку о том, что за ним не значится серьезных нарушений, например, он не был лишен прав за управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. В противном случае эти нарушения переносились в новый талон.
«Я жил в те времена, когда существовала эта система. Правда, как этот талон выглядел уже сказать не могу, помню только, что он был картонный и дырокол его дырявил, как нож масло. На этой бумаге записаны прописаны все правонарушения и отведены места для протокола», – вспоминает самарский водитель Дмитрий Лотухин.
Позже система изменилась и ужесточилась – водителю стали начисляться баллы за несоблюдение практически всех пунктов правил дорожного движения. Провинности отмечались во «временном разрешении», которое прилагалось к правам. Как только их сумма в течение года переходила 15-балльный рубеж, водитель лишался прав.
Причем в советское время наказания были гораздо жестче. К примеру, у пьяного водителя сразу же изымались права. Лишь при положительной водительской истории задержанного изъятие могло замениться штрафом, но это в единичных случаях.
Сотрудники госинспекции по БДД также считают побалльную систему учета нарушений достаточно дисциплинирующим инструментом.
«Это прекрасная система, потому что водитель знает, что за малейшую провинность он может лишиться водительского удостоверения. Введение этой эффективной системы позволит улучшить дисциплину на дорогах», – считает начальник отдела пропаганды УГИБДД Самарской области Татьяна Лядина.
Будет ли заведена электронная база со считывающими устройствами информации с прав, или инспекторов снова снарядят дыроколами? Об этом вопросе в правительстве обещали позаботиться по факту принятия соответствующего решения.