Компания Renault продолжает нести убытки на тольяттинском АвтоВАЗе. В этом году концерн потерял на волжском автогиганте 370 миллионов евро. Эти в три раза больше, чем Renault «оставил» на АвтоВАЗе в 2008 году. Тогда российский завод обошелся компании в 117 миллионов евро. Некоторые эксперты считают, что если французская компания продолжит нести убытки, то она может разорвать партнерские отношения с АвтоВАЗом.
В далеком феврале 2006 года, когда мировым финансовым кризисом еще и не пахло, волжский автозавод объявил о поиске стратегического партнера. Российским автозаводом заинтересовались французы из Renault. Уже 30 мая на АвтоВАЗ прибыли делегаты из зарубежной компании во главе с исполнительным вице-президентом Патриком Пилатом. Стороны обсудили продажу платформы Logan АвтоВАЗу в обмен на 20% акций предприятия. Тогда чиновники из Рособоронэкспорта, контролирующего АвтоВАЗ на тот момент, отклонили это предложение. 14 декабря представители ВАЗа заявили, что его партнером по разработке нового автомобиля станет канадская Magna. Одновременно с этим руководство АвтоВАЗа предложило представителям из Renault создать совместное предприятие по сборке французских моделей. В ответ концерн заявил об удвоении сборки Logan на заводе «Автофрамос» в Москве.
Спустя год, в феврале 2007 года, переговоры с Renault возобновились. 29 августа исполняющий обязанности президента группы АвтоВАЗ Александр Пронин заявил, что в мае АвтоВАЗ договорился о партнерстве с Renault, но договор пока не подписан. Документ подразумевал совместную разработку новых автомобилей и строительство завода по производству 450 тысяч двигателей в год. Соглашение отложили из-за появления конкурирующего предложения от итальянского Fiat.
Еще через год, 29 февраля 2008 года, Renault подписал с АвтоВАЗом договор о покупке 25% плюс одной акции завода за миллиард долларов, обязавшись доплатить еще до 166 миллионов в конце 2010 года, по итогам работы АвтоВАЗа в 2008-2009 годах. На волжский автогигант французы возлагали большие надежды. Вместе с обновлением модельного ряда АвтоВАЗа Renault планировал значительное увеличение производства. Если в 2007 году АвтоВАЗ продал 663,5 тысячи автомобилей, а Renault собрал 80 тысяч машин, то уже к 2012 года партнеры планировали совместно выпускать 1,2 миллиона машин в год. А уже к 2014 году только на заводе в Тольятти собирались делать 1,5 миллиона автомобилей в год.
В интервью российским СМИ президент Renault Карлос Гон говорил о том, что компания надеется найти в нашей стране значительный рынок сбыта для своих автомобилей.
«Россия станет для Renault основным рынком, за последние пять лет он вырос вдвое. Это огромная страна с очень низким уровнем обеспеченности населения личным автотранспортом, с недорогим горючим и небольшим выбором недорогих автомобилей», – сказал господин Гон.
Однако вполне возможно, что теперь компания поменяет свои планы. Дело в том, что прошлый году концерн Renault закончил с убытком в 3 миллиарда евро, сообщает аналитическое агентство «Автостат». При этом 370 миллионов евро он потерял на АвтоВАЗе – втрое больше, чем годом ранее (117 миллионов евро).
В связи с этим некоторые эксперты не исключают, что партнерские отношения между Renault и АвтоВАЗом могут прерваться.
«Будущее альянса зависит от того, в какой степени российское правительство готово передать управление АвтоВАЗом менеджерам европейского партнера. Конечно, Renault терпит убытки и в Европе, и в России. Причем российские убытки были в значительной степени смягчены вмешательством государства. Поэтому в период кризиса менеджмент из Renault готов был закрывать на это глаза. Однако если станет понятно, что и в условиях экономического подъема управление автогигантом российская бюрократия попытается оставить за собой, то шанс на объединение может и сорваться», – считает директор по исследованиям ABARUS Market Research Вера Николькая.