Самарские власти продолжают ломать голову, как убрать с улиц стаи бездомных собак, но остаться при этом гуманистами и соблюсти федеральный закон.
— Один из вариантов, который мы обсудили и сможем реализовать, — кардинальное изменение подхода к отлову. Сегодня то, как происходит отлов бродячих животных в Самарской области, не вызывает ничего, кроме возмущения и отторжения. Да и принимаемые меры не способствуют сокращению популяции. Ежедневно в соцсетях и через почту я получаю огромное количество обращений от людей о том, как происходит отлов, о том, что стаи продолжают нападать, о том, что муниципальные подрядчики выпускают в естественную среду стаи собак, хотя собирают и отлавливают они их поодиночке. Получается, что мы за деньги бюджета сами собираем и сколачиваем стаи, которые становятся угрозой жителям. Я за то, чтобы решать проблему бродячих животных человеческими способами, — считает депутат Госдумы от Самарской области Александр Хинштейн.
Парламентарий привел в пример опыт борьбы с бездомными животными в Нижегородской области, где отлов отдали в руки социально-ориентированных некоммерческих организаций, а не частных подрядчиков.
— Предлагаю ввести в нашем регионе регистрацию животных: в обязательном порядке для тех, кто прошел процедуру отлова и вакцинации, в добровольном порядке — для частных владельцев. Убийство, отстрелы, уничтожение животных — это не решение проблемы. Верю, что мы найдем способ, который позволит людям оставаться людьми, но это не означает, что мы должны закрывать глаза на стаи агрессивных диких собак, — заявил Хинштейн.
В ноябре 2021 года свое мнение о бездомных животных высказала и мэр Самары Елена Лапушкина. В ответ на претензии жителей она рассказала о том, как происходит отлов бродячих псов, сославшись на федеральное законодательство.
— Деятельность органов местного самоуправления в этой сфере очень четко регламентируется федеральным законом: после получения заявки бродячие собаки отлавливаются и доставляются в приют; животных осматривает ветеринарный врач; собаки остаются на карантине в приюте на 10 дней; если во время карантина не выявлено опасных заболеваний, то животных стерилизуют и вакцинируют от бешенства; после того как проведены все манипуляции, собака получает маркировку и возвращается на прежнее место обитания в соответствии с федеральным законом № 498. Повторного отлова стерилизованных и вакцинированных животных не производится. Вероятно, поэтому может сложиться впечатление, что в городе много бродячих собак. Но это работа на перспективу: за счет стерилизации с течением времени их станет меньше. Таким образом, соблюдается гуманное отношение к животным и сокращается численность безнадзорных особей. Но хочу напомнить: бродячие собаки — это ответственность, хотя правильнее сказать — безответственность и вина человека. Тех, кто взял на себя заботу о живом существе и не справился с ней. А с последствиями разбираемся всем городом! — пояснила Елена Лапушкина.
Однако пока заметного сокращения численности одичавших барбосов горожане не наблюдают. Жители региона, напротив, всё чаще рассказывают о нападении на них бездомных псов. Так 12 января этого года во дворе жилого дома в Тольятти дикая собака напала на 15-летнюю девочку. Животное укусило девочку за губу. Подростку понадобилась помощь врачей. А самый резонансный случай произошел весной 2021 года. Стая собак в Южном городе буквально растерзала женщину. Пострадавшая скончалась в больнице. Теперь чиновникам, которые должны были организовать отлов бездомных животных, грозит уголовная ответственность.