аждый год вы видите это. “ак давайте разберемс€, можно ли чинить дороги в дождь?
 аждый год вы видите это. “ак давайте разберемс€, можно ли чинить дороги в дождь?

—колько можно чинить дороги в дождь? »ли все-таки можно? ј куда пожаловатьс€, если дорожники неправы? ћы каждый год задаемс€ этими вопросами, поэтому пора уже на них ответить. —амое важное о ремонте в несезон мы спросили у людей, которые знают о дорогах всЄ, — это начальник отдела контрол€ качества «”ралуправдора» ≈лена Ѕерсенева и координатор проекта «–осяма» јлексей Ѕеззуб.

ƒороги можно чинить круглый год?

Ќет, есть стандарт, по которому асфальт следует укладывать в сухую погоду. Ћетом температура воздуха должна быть не ниже п€ти градусов, а осенью — не ниже дес€ти. ’олодные асфальтобетонные смеси дорожники должны уложить примерно за 15 дней до того, как начнетс€ сезон дождей.

“о есть в дождь асфальт нельз€ класть?

Ќе совсем так. ≈сть погодные услови€, которые на €зыке дорожников называютс€ «неблагопри€тными», но все же реальными дл€ дорожных работ — это когда температура от +5 до -10 градусов. ƒождь и снег тоже могут идти, но только если суточна€ норма осадков — до 5 мм.

” –осавтодора есть цела€ пам€тка по тому, как работать в непогоду. ¬ ней написано, что, перед тем как укладывать асфальт, дорогу нужно расчистить от воды механизированными щетками и просушить продувкой. 

— ¬ итоге услови€ получаютс€ трудновыполнимые, лучше и дешевле не укладывать асфальт в снег и дождь. ј вот если в сутки выпадает больше 5 мм осадков, то укладывать асфальт уже нельз€, — добавл€ет јлексей Ѕеззуб.

ј в снег можно?

Ќет. ¬ стандарте прописано, что в снегопад и метель дорожные работы не допускаютс€. ¬ целом зимой ремонтировать дороги можно, только сначала нужно очистить нижележащий слой от снега и льда, отмечает Ѕеззуб.

ѕо правилам дорожники должны покончить с ремонтом за две недели до сезона дождей
ѕо правилам дорожники должны покончить с ремонтом за две недели до сезона дождей

 ак вообще кладут асфальт?

–емонтируемый участок обрабатывают битумной эмульсией (при температуре до нол€ градусов) или жидким битумом (ниже нол€), чтобы обеспечить сцепление между сло€ми. Ќепосредственно перед укладкой дорогу еще раз чист€т щетками, кладут асфальт и накрывают пологами, чтобы он не остыл.

олода не мешают качественному ремонту?

Ќет, если использовать смеси с минеральными добавками и поверхностно-активными добавками (ѕј¬). ќни помогают снизить температуру укладки и уплотнить асфальт без ущерба качеству, даже когда погода к ремонту не располагает, отмечает ≈лена Ѕерсенева.

—колько должен лежать асфальт?

√ородские дороги состо€т из двух или трех слоев, чаще — двух толщиной дес€ть сантиметров. √аранти€ на нижний слой — п€ть лет, на верхний — четыре года. ≈сть рекомендации автомобильно-технического дорожного университета, где гарантии рассчитываютс€ по интенсивности движени€. Ќапример, при проезде менее тыс€чи автомобилей в сутки верхний слой асфальта может продержатьс€ до восьми лет, если 10–20 тыс€ч машин — четыре года, а с пропуском 20 тыс€ч автомобилей в сутки — два года. Ќо это лишь рекомендации.

Ќа федеральных трассах межсервисный срок — 12 лет, это врем€ дорога должна соответствовать требовани€м. √арантийный — шесть лет.

 уда жаловатьс€ на плохую дорогу?

√»Ѕƒƒ обеспечивает безопасность дорожного движени€ и она же может заставить собственника отремонтировать €мы. ћожно обратитьс€ в администрацию города или поселка, где находитс€ дорога. ≈сли вам отказали и инспекторы, и чиновники — пишите в –оспотребнадзор (кстати, идти в ведомство не об€зательно, можно пожаловатьс€ через электронную приемную) и общественникам «–осямы», которые помогут составить обращение в автоинспекцию и проконтролируют ход ремонта. ѕрокуратура и суд тоже могут вмешатьс€, но, как правило, это происходит, когда на дороге уже случилась авари€ или пострадало транспортное средство. ѕомните, что ваше обращение об€заны рассмотреть в течение 30 суток.