ѕервые троллейбусы несколько мес€цев сто€ли мертвым грузом на площади возле вокзала
ѕервые троллейбусы несколько мес€цев сто€ли мертвым грузом на площади возле вокзала

ѕочему первый троллейбус пустили в —амаре только в годы войны? »з чего рабочие собрали контактную сеть дл€ «рогатого» транспорта? » какую роль в освоении троллейбуса сыграла Ѕезым€нка? „итайте об этом и многом другом в материале 63.RU.

ѕервый троллейбус придумал доктор ¬иль€м —именс в јнглии в 1880 году, а в 1882 году в √ермании инженер ¬ернер фон —именс претворил идею брата в жизнь, назвав свое изобретение «электромот». ¬ том же году была открыта и перва€ троллейбусна€ лини€ в предместье Ѕерлина √алензе.

¬ –оссии инициатором создани€ этого вида электрического транспорта стал молодой инженер Ўуберский, работавший на заводе ѕетра јлександровича ‘резе, одного из конструкторов первого российского автомобил€. 13 апрел€ 1902 года на территории завода ‘резе прошло пробное испытание первого троллейбуса.

«“роллейбусы сто€ли мертвым грузом»

ѕервые троллейбусы по€вились в –оссии в 1933 году. ѕионером в освоении стала столица, но спуст€ дев€ть лет — в 1942 году, «рогатый» транспорт добралс€ до —амары. » неспроста: на запуск троллейбусов в тогдашнем  уйбышеве была одна, но очень веска€ причина.

«аведующа€ музеем ““” јлевтина Ќовикова рассказала всю биографию «рогатого» транспорта
«аведующа€ музеем ““” јлевтина Ќовикова рассказала всю биографию «рогатого» транспорта

— ¬ годы войны наш город оказалс€ в глубоком тылу. ƒл€ сохранени€ трудового потенциала страны сюда направили все крупнейшие предпри€ти€. Ќеобходимое дл€ работы оборудование перевозили в спешке на поездах, выгружа€ его вместе с рабочими буквально в чистом поле на железнодорожной станции Ѕезым€нка, — рассказывает заведующа€ музеем «“рамвайно-троллейбусного управлени€» (““”) јлевтина Ќовикова.

 ак следствие, в 1942 году  уйбышев значительно увеличилс€ в размерах: дл€ проживани€ приезжих рабочих срочно строили бараки пр€мо около будущих заводов.

— “ак и по€вилс€ новый район на окраине: совершенно необжитый, без транспорта. ќднако люд€м нужно было жить, отдыхать между сменами где-то уже сейчас, поэтому их рассел€ли в старом фонде в центре —амары. ј когда возникла угроза захвата немцами ћосквы, в  уйбышев, вслед за заводским оборудованием, эвакуировали больше ста троллейбусных машин марок «я“Ѕ-1», «я“Ѕ-2» и «я“Ѕ-4». »спользовать их по назначению без прот€нутой сети власти города не могли, поэтому транспорт простаивал мертвым грузом на площади возле вокзала (сейчас на этой территории располагаетс€ стадион «Ћокомотив». — ѕрим. ред.), — по€сн€ет јлевтина Ќовикова.

ј вот так выгл€дели первые троллейбусы в —амаре
ј вот так выгл€дели первые троллейбусы в —амаре

¬ результате в городе сложилась така€ ситуаци€: люди жили в центре —амары, а добиратьс€ на работу были вынуждены до Ѕезым€нки. ѕри этом единственным транспортом в городе был трамвай № 3, который, вполне ожидаемо, не справл€лс€ с перевозками резко увеличившегос€ населени€.

— —итуаци€ была жестка€: люди опаздывали на смену, а в военное врем€ за это можно было попасть под уголовную статью. “огда, чтобы разрешить проблему, городские власти отдали распор€жение соединить центр города с Ѕезым€нкой троллейбусной линией. ¬  уйбышев приехали московские инструкторы, ремонтники и водители, которые из всех перевезенных машин выбрали п€ть наименее изношенных, запчасти дл€ которых снимались с неходовых машин, и еще один троллейбус превратили в «техпомощь», — рассказывает јлевтина Ќовикова.

ќт площади –еволюции до ж/д вокзала за 30 минут

ќсвоение троллейбуса шло стахановскими темпами. Ќесколько водителей трамваев срочно командировали в ћоскву, чтобы переучить на управление новым транспортом. “роллейбусную сеть, которой ““” пользуетс€ до сих пор, нат€гивали силами всех промышленных предпри€тий —амары под руководством московских инструкторов.

»з-за катастрофической нехватки материалов линию было решено сделать однопутной, с разворотными кругами на концах. ¬место металлических опор контактной сети здесь установили сдвоенные дерев€нные. ƒл€ раст€жек, не найд€ стального троса и семафорной проволоки, рабочие использовали железную проволоку. јрматуру изготовили завод имени ћасленникова и вагоноремонтные мастерские трамвайного парка, а питание линии троллейбуса получали от трамвайной т€говой подстанции.

¬ музее хран€т часы, стрелки которых замерли на времени пуска первого троллейбуса
¬ музее хран€т часы, стрелки которых замерли на времени пуска первого троллейбуса

— ¬первые троллейбус на улицах города горожане смогли увидеть 6 окт€бр€ 1942 года ровно в 10:21. ѕервый маршрут «ѕлощадь –еволюции — ∆елезнодорожный вокзал» был длиной всего 6,5 километров. — последней остановки люди пересаживались и за 7 минут беспреп€тственно добирались на тепловозах до Ѕезым€нки, — рассказывает јлевтина Ќовикова.

ѕробный рейс до площади –еволюции зан€л 30 минут. „ерез 2 часа троллейбус уже прин€л первых пассажиров.

«»з каждого угла раздавалось: «“ет€ ѕол€! “ет€ ѕол€!»

¬одител€ми нового дл€ —амары транспорта стали женщины, отобранные из вагоновожатых. ѕредставительницы слабого пола, как и прежде, в годы ѕервой мировой войны, вз€ли на себ€ т€желую работу. ќдной из них стала ѕелаге€  отова (после замужества — ќдинцова).

ѕелаге€ в числе других девушек начала работать на троллейбусе
ѕелаге€ в числе других девушек начала работать на троллейбусе

— ¬ начале войны она, помимо обычного трамва€, управл€ла еще и санитарным вагоном: перевозила раненых до госпитал€. —ама ѕол€ (так ее звали коллеги), вспоминала, что, когда грузили раненых, она с ужасом и одновременно надеждой  наде€лась встретить среди больных своего мужа, который тоже был на фронте. «ѕусть лучше раненый, чем траурное извещение», — говорила она. ¬ 1942 году ѕол€ в числе других девушек начала работать на троллейбусе. ѕосле окончани€ войны она стала водителем-наставником: обучала управлению троллейбусом молодых людей, прибывших с войны, — рассказывает јлевтина Ќовикова.

Ќа счету ѕелагеи ќдинцовой более сотни подготовленных водителей. –абочие вспоминают, что в послевоенное врем€ в ““” из каждого угла раздавалось: «“ет€ ѕол€, тет€ ѕол€». “ак мужчины благодарили женщину за то, что она подарила им новое призвание и новую жизнь после травм, полученных на войне.   слову, ѕелаге€ ‘илипповна стала первым человеком, который за всю историю работы предпри€ти€, получил орден Ћенина.

¬перед, в  ировский район!

¬тора€ волна бурного развити€ троллейбуса в  уйбышеве пришлась на послевоенное врем€. ¬ 1949 году началось строительство второй троллейбусной линии от улицы  уйбышева по улицам Ћенинградской и —амарской, „калова до стадиона «Ќаука» (сейчас «Ѕуревестник»). ѕо новой линии начали курсировать 5 машин ћ“Ѕ-82. ¬сего на маршруте № 2 было 10 остановок: «ѕлощадь –еволюции», «”лица ‘рунзе», «”лица √алактионовска€», «”лица Ћьва “олстого», «”лица  расноармейска€», «”лица ”ль€новска€», «”лица ярмарочна€», «”лица „калова», «”лица јрцыбушевска€» и «Ќикитинска€ площадь».

”же к началу 50-х годов в ““” располагалс€ парк €рославских и московских троллейбусов из 45 единиц. “роллейбусы я“Ѕ-2, которые начали свою жизнь в —амаре в военное врем€, полностью списали.

“огда же в городе по€вилось первое троллейбусное депо. ≈го строительство в границах улиц Ѕу€нова, ћа€ковского, ћичурина, „калова полностью завершили в 1956.

¬ послевоенное врем€ депо обслуживало около 50 машин
¬ послевоенное врем€ депо обслуживало около 50 машин

ќдновременно с этим в мае 1955 года специалисты разработали проект новой троллейбусной линии длиной около 20 км из города в  ировский район. ќно должно было дать старт развитию троллейбусной сети внутри района. —казано — сделано: к строительству первой линии этого проекта приступили в июле 1955 года.

ѕервый троллейбус на Ѕезым€нке, ради которой всЄ изначально и затевалось, по€вилс€ только в 1956 году. ѕервопроходцем стал маршрут № 7, который соединил »пподром и ёнгородок.

— ¬торое депо решили открыть тут же — на Ѕезым€нке, котора€ все активнее застраивалась.   концу 1959 года рабочие сдали в эксплуатацию первую очередь депо № 2 на 50 машин, а в 1960 году строительство полностью завершили, — рассказывает јлевтина Ќовикова.

Ќа 116-й — поездом из троллейбусов

¬ эти же годы в —амаре открыли троллейбусную линию длиной 8,6 км в  уйбышевском районе — от « инотеатра "ѕрогресс"» (сейчас — конечна€ станци€ «’лебозавод № 3») до поселка Ќефт€ников (ныне — 116-й км). ѕо линии запустили маршрут № 6 «ѕлощадь –еволюции — улица  алининградска€». ¬ 1980 году его продлили до улицы √розненской.

ј 18 ма€ 1978 года первые троллейбусы вышли в рейс из третьего — —еверного троллейбусного депо, которое было рассчитано на 150 машин.

—ейчас троллейбус № 11 на улицах —амары уже не встретишь
—ейчас троллейбус № 11 на улицах —амары уже не встретишь

«десь же на улице ‘адеева расположили цех капитально-восстановительного ремонта троллейбусов. Ѕез поступлени€ новой техники в мастерских давали вторую жизнь, казалось бы, уже отслужившим машинам.

“ак, чтобы разгрузить пассажиропоток в часы пик, в декабре 1986 года в —амаре начали эксплуатировать на маршруте № 2 первый троллейбусный поезд, состо€щий из двух машин «и”-682. Ётот транспорт, работающий по системе ¬ладимира ¬еклича, радовал своим видом самарцев на прот€жении 15 лет.

¬ 1991 году ““” прин€л в эксплуатацию троллейбусы марки «—амара». Ќаши, местные, выпущенные —амарским заводом транспортного машиностроени€! Ќазвание дл€ новой модели выбрали неслучайно — именно в этот год наш город был переименован из  уйбышева в —амару.

Ќа территории трамвайного депо № 1 проводили диагностику подвижного состава
Ќа территории трамвайного депо № 1 проводили диагностику подвижного состава

Ќовое тыс€челетие самарский троллейбус встретил с новыми планами. ¬ 2003 году самарские сотрудники ““” освоили капитальный ремонт троллейбусов с заменой кузова, а уже в 2004 его прошли 222 троллейбуса из 249 имеющихс€.

¬ окт€бре 2011 года завершилась реконструкци€ троллейбусного кольца на улице —оветской јрмии, благодар€ которой по€вилась возможность продлить 15 маршрут до железнодорожного вокзала. ј в 2015 году парк самарского трамвайно-троллейбусного управлени€ пополнилс€ 19 новыми низкопольными троллейбусами белорусского производства. “огда на обновление транспорта выделил 163 миллиона рублей.

— Ќынешнее троллейбусное хоз€йство с послевоенным не сравнить, — говорит јлевтина Ќовикова
— Ќынешнее троллейбусное хоз€йство с послевоенным не сравнить, — говорит јлевтина Ќовикова

—  онечно, нынешнее троллейбусное хоз€йство с послевоенным не сравнить! —ейчас прот€женность линий едва не достигает 214 километров. ¬ городе по-прежнему функционируют все три депо с парком в 236 машин, которые ежедневно отправл€ютс€ по 15 маршрутам во все микрорайоны города. √ордимс€ мы и последним пополнением подвижного состава — это 37 белорусских троллейбусов новых марок и 20 машин завода «“–ќЋ«ј», — подытоживает јлевтина Ќовикова.