“рудилс€ без перерывов: Ќиколай ƒмитриевич в свой день рождени€ на рабочем месте
“рудилс€ без перерывов: Ќиколай ƒмитриевич в свой день рождени€ на рабочем месте

¬ 15 лет он сконструировал аэросани, а в 32 — поршневый двигатель дл€ истребител€ як-7. Ћюбовь к небу не отпускала его всю жизнь. „тобы его покорить, Ќиколай  узнецов создал авиационные, ракетные и наземные двигатели, которые на дес€тки лет опередили его врем€. ћногие его разработки до сих пор не может повторить никто в мире. 

« онструкторское бюро в сарае»

23 июн€ 1911 года в городе јктюбинске  азахской ——– в семье рабочего железнодорожника ƒмитри€ ћатвеевича и домохоз€йки ћарии ћихайловны  узнецовых родилс€ сын Ќиколай. ¬ годы гражданской войны отец будущего конструктора был бойцом  расной јрмии. ѕосле революции ƒмитрий ћатвеевич работает несколько лет котельщиком на железнодорожной станции, а в 1923 году семь€ переезжает в село —еменовское ћосковской области, где жили их родственники.

¬ школе Ќиколай училс€ хорошо по всем предметам, но к математике и физике испытывал особую любовь. ¬ 1926 году в свободное от учЄбы врем€ начинает работать учеником слесар€ ремонтной машинно-тракторной мастерской совхоза « омсомольска€ отрада». ¬ это же врем€ 15-летний  ол€ вступает в комсомол и с товарищами по €чейке начинает работать над созданием аэросаней.

— «наний дл€ этого у нас было мало. Ќо мы набрасывались на книги, которые нам удавалось найти дл€ реализации нашего замысла. „итали их ночами при свете керосиновой лампы. —оорудили в бывшем каретном сарае графа ќрлова что-то вроде  Ѕ. ќтыскали старый автомобильный мотор, винт от самолЄта «‘оккер» и лыжи. ¬сЄ это осталось со времЄн гражданской войны. ѕредставьте: глухое село — и вот из дверей сара€ выкатилось эдакое чудо-юдо и помчалось по улице. —ледом — собаки, мальчишки. ј мы поддаЄм газу, кричим, поЄм... ¬едь именно с недостроенных аэросаней началось моЄ увлечение авиацией, — вспоминал Ќиколай  узнецов.*

¬ 1931 году, закончив школу и поработав трактористом, Ќиколай ƒмитриевич едет в ћоскву, поступает на вечернее отделение ћосковского авиационного техникума. ќдновременно работает слесарем-сборщиком на заводе и редактором молодЄжной газеты.

20-летний студент авиатехникума Ќиколай  узнецов
20-летний студент авиатехникума Ќиколай  узнецов

  1941 году  узнецов уже окончил ¬оенно-воздушную академию имени Ќ. ≈. ∆уковского и еЄ лЄтную школу, вступил в партию, защитил дипломный проект, получил звание военного инженера 3-го ранга и стал кандидатом технических наук.

«ѕресс войны давил немилосердно»

ѕервый свой рапорт с просьбой отправить на фронт Ќиколай ƒмитриевич подал на следующий же день после начала войны, 23 июн€ 1941 года, и получил отказ. ¬ св€зи с объ€вленной мобилизацией при академии организовали курсы срочной переподготовки запасников, в том числе авиационных техников. –уководить ими назначили  узнецова. ¬сего он подал шесть таких рапортов, и только 9 июл€ 1942 года его просьбу удовлетворили. — июл€ по сент€брь, в пор€дке стажировки,  узнецов находилс€ на фронте в должности старшего инженера, обеспечивал техническое обслуживание боевых самолЄтов.

— Ёто суровое врем€ научило нас работать через не могу, научило смелости технических решений и ответственности. ¬едь от того, как надЄжно мы починили машину, зависели исход воздушного бо€, жизнь лЄтчика. “огда всем было трудно. ѕресс войны давил немилосердно. ѕо ночам механики про€вл€ли чудеса находчивости и изобретательности, — вспоминал Ќиколай ƒмитриевич.

¬о врем€ войны старший инженер  узнецов работал круглосуточно
¬о врем€ войны старший инженер  узнецов работал круглосуточно

— самого начала войны ———– нЄс большие потери, как человеческие, так и техники. ѕоэтому стране требовалось хорошо налаженное производство боевых машин, в том числе самолЄтов. » уже в окт€бре 1942 года —екретариат ÷  назначил  узнецова парторгом ÷  в опытно-конструкторский цех мотостроительного завода в ”фе. ќб этом ему сообщил √еоргий ћаленков, курировавший вопросы развити€ авиапромышленности, докладыва€ о них лично »осифу —талину. Ќа этом заводе Ќиколай ƒмитриевич проработал до 1949 года и покинул его уже в должности главного конструктора опытно-конструкторского бюро и в звании инженера-полковника.

¬се эти годы  узнецов не только ремонтировал и дорабатывал двигатели, но и непрерывно работал над созданием новых, более мощных, более совершенных и современных аппаратов дл€ боевых самолЄтов. ¬ 1943 году за непосредственное участие в создании нового авиационного поршневого двигател€ як-7 был награждЄн орденом  расной «везды. ¬ 1945 году— орденом ќтечественной войны 1-й степени.

Ќиколай ƒмитриевич — главный конструктор уфимского завода, перед отъездом в  уйбышев
Ќиколай ƒмитриевич — главный конструктор уфимского завода, перед отъездом в  уйбышев

як-7 — советский одномоторный самолЄт-истребитель ¬еликой ќтечественной войны. ѕроизводилс€ с 1941 года. ¬сего было построено 6399 самолЄтов 18 различных модификаций. 

«¬ыучить немецкий за полгода»

— 1949 года и до конца жизни Ќиколай ƒмитриевич  узнецов жил и работал в  уйбышеве. Ѕольшую часть времени он проводил в посЄлке ”правленческий, где располагалс€ √осударственный союзный опытный завод № 2 (ныне —амарский научно-технический комплекс).

»спытательный комплекс в поселке ¬интай
»спытательный комплекс в поселке ¬интай

ѕосле войны руководство ———– перебрасывало в страну из √ермании авиационную технику и специалистов, чтобы осваивать немецкие технологии. ѕоэтому куйбышевский завод № 145 имени  ирова переименовали в ќпытный завод № 2 по разработке и производству реактивных двигателей. ќсновными специалистами на этом заводе были депортированные немцы, работавшие до этого на авиамоторных фирмах «ёнкерс», «Ѕћ¬» и «јскани€».

ƒл€ ликвидации €зыкового барьера  узнецов организовал курсы по изучению русского €зыка дл€ немецких специалистов, а советские конструкторы учили немецкий.

— Ќиколай ƒмитриевич поставил перед собой цель — выучить немецкий за полгода на приемлемом уровне. Ќемецкий инженер ѕоль, который должен был его учить, валь€жно за€вил о том, что это невозможно. Ќиколай тогда строго сказал немцу, что на войне он забыл слово «невозможно», а запомнил слово «надо» и научилс€ действовать через не могу. ѕобледневший немец вз€лс€ за обучение Ќикола€ ƒмитриевича. » действительно, через полгода  узнецов стал вполне неплохо говорить по-немецки, — поделилс€ воспоминани€ми главный конструктор »нженерного центра √енерального конструктора ѕјќ « узнецов» ¬алерий ѕавлович ƒанильченко.

¬алерий ѕавлович до мельчайших подробностей знает устройство кузнецовских двигателей
¬алерий ѕавлович до мельчайших подробностей знает устройство кузнецовских двигателей

  приезду Ќикола€ ƒмитриевича в  уйбышев заводчане работали над п€тью двигател€ми. ѕеред коллективом сто€ла задача увеличени€ мощности агрегатов: чем мощнее двигатель, тем большей массы самолЄт он сможет подн€ть в воздух. „ерез два мес€ца  узнецов прин€л решение оставить дл€ доводки только один двигатель. »менно он оказалс€ наиболее перспективным. —пециалисты смогли существенно увеличить его мощность, блест€ще выполнив государственные задачи.

»з «самолЄтчиков» — в «ракетчики»

√лавное творение конструктора Ќикола€  узнецова и его команды
√лавное творение конструктора Ќикола€  узнецова и его команды

¬ 1958 году  узнецов познакомилс€ с —ергеем ѕавловичем  оролЄвым, который разжЄг в нЄм интерес ещЄ и к ракетным двигател€м. ѕосле того, как ёрий √агарин впервые слетал в космос в 1961 году,  оролЄв загорелс€ идеей доставить советских космонавтов на Ћуну. ƒл€ этого ему нужен был человек, который смог бы усовершенствовать жидкостные ракетные двигатели, которые были на тот момент. јндрей Ќиколаевич “уполев, который был тогда генеральным конструктором авиационной промышленности ———–, познакомил  оролЄва с  узнецовым.

∆идкостный ракетный двигатель (∆–ƒ) — химический ракетный двигатель, использующий в качестве ракетного топлива жидкости, в том числе сжиженные газы.

— Ќесмотр€ на то, что  узнецов ещЄ не был «ракетчиком», а был только «самолЄтчиком», “уполев рекомендовал его как человека, который с большим энтузиазмом берЄтс€ за что-то новое. », несмотр€ на то, что американцы опередили нас с полЄтом на Ћуну, сотрудничество  оролЄва и  узнецова было очень плодотворным и полезным дл€ развити€ космической промышленности страны. ќни создавали новые качественные двигатели, которыми работники космической промышленности пользуютс€ до сих пор, — рассказывает начальник центра истории техники ѕјќ « узнецов» Ќаталь€ Ќиколаевна јладьева.

Ќаталь€ Ќиколаевна знает всЄ о двигател€х, созданных  узнецовым
Ќаталь€ Ќиколаевна знает всЄ о двигател€х, созданных  узнецовым

«“ребую глубокого погружени€»

— Ќиколай ƒмитриевич трудилс€ без выходных. Ѕывало, в п€тницу вечером возникнет какой-то сложный технический вопрос. —ид€т, решают его часов до дес€ти вечера. » он говорит: «ƒавайте прервЄмс€. ¬ понедельник в 08:00 жду ваших решений». Ћюди начинают восклицать: «ƒа как же успеем к понедельнику что-то придумать?!». ј он им: «“ак у вас будет целых четыре дн€: п€тница, суббота, воскресенье, понедельник». –аботоспособность у него была колоссальна€, — вспоминает ¬алерий ƒанильченко.

 оллеги  узнецова говор€т, что от всех своих подчинЄнных от требовал глубокого погружени€ в рабочий процесс. Ќа людей, не посв€щавших себ€ полностью решени€м коллективных задач, он начинал смотреть другими глазами.

— ќсуждай подчинЄнного так, чтобы судьЄй его был не только ты, но и его собственна€ совесть, — говорил Ќиколай ƒмитриевич.

¬се, кто близко знал  узнецова и работал с ним, отмечают его гениальную способность опережать врем€, загл€дывать за горизонт, отмечать перспективные проекты, тем самым обеспечивать завод работой.

«авод получал государственные заказы и финансирование вплоть до развала ———–. ƒвигатели, создававшиес€ под руководством  узнецова, были самыми передовыми в мире. ќни сто€ли на советских истребител€х яковлева (як), Ћавочкина (Ћа), —ухого (—у), “уполева (“у), »льюшина (»л).

Ќиколай  узнецов в самолЄте як-40
Ќиколай  узнецов в самолЄте як-40

ќдной из самых €рких разработок Ќиколай ƒмитриевича стал двигатель Ќ -93 (сери€ «Ќ » названа в честь самого конструктора Ќикола€  узнецова), создание которого началось в 1970-х годах. ≈го тогда назвали двигателем XXI века, так как он на 20 лет опережал своЄ врем€. ≈го строение и уникальные характеристики не удалось повторить ещЄ никому в мире. ѕод него даже до сих пор не сконструирован самолЄт, поэтому Ќ -93 работает на земле, на газокомпрессорной станции.

∆ил на испытательном полигоне

¬се двигатели испытывали на специальной площадке, которую оборудовали р€дом с посЄлком ¬интай под —амарой.

—  огда жители домов, сто€вших в полукилометре от места, где проходили испытани€ двигателей, жаловались на шум и на то, что они не могут заснуть, Ќиколай ƒмитриевич говорил: «ј € живу в 100 метрах от испытаний и, наоборот, просыпаюсь, когда стихает гул двигател€», — передаЄт слова конструктора ¬алерий ƒанильченко.

ќгненна€ стихи€ на службе у неба
ќгненна€ стихи€ на службе у неба

Ќо при этом, будучи депутатом ¬ерховного —овета –—‘—– с 1963 по 1990 год,  узнецов старалс€ удовлетворить просьбы всех горожан, обращавшихс€ к нему за помощью, не отказывал никому. ќбращени€ были самые разные.  ому-то нужна была помощь в получении квартиры, а кто-то просил выбить разрешение выкашивать траву на лесной дел€нке (без специального разрешени€ от лесничества это запрещалось).  о всем просьбам Ќиколай ƒмитриевич относилс€ с максимальным вниманием, мелочей в людских судьбах дл€ него не было.

— Ќе считай потер€нным врем€, потраченное на общественную работу. ”мей приносить максимальную пользу люд€м и извлекай из общественного опыта знани€, необходимые дл€ лучшего исполнени€ тобой государственной должности, — так говорил о своей работе депутатом Ќиколай  узнецов.

«ѕросил прощени€ у жены»

Ќиколай ƒмитриевич с супругой ћарией »вановной
Ќиколай ƒмитриевич с супругой ћарией »вановной

Ёту пользу Ќиколай ƒмитриевич старалс€ приносить не только на ниве своей профессиональной де€тельности. ќн также удел€л много внимани€ развитию инфраструктуры и благоустройству посЄлка ”правленческий, в котором прожил много лет. »менно  узнецову местные жители об€заны по€влением дома культуры «„айка», широкоэкранного кинотеатра, который стал вторым в  уйбышевской области. “акже  узнецов лично курировал строительство в ”правленческом больниц, профилакториев, баз отдыха, детского сада, стадиона, лыжной базы и парка «ёность». —ейчас его именем названа одна из улиц в поселке ”правленческий.

”лица —ерге€ Ћазо — центральна€ улица поселка ”правленческий
”лица —ерге€ Ћазо — центральна€ улица поселка ”правленческий

ѕри всей своей строгости Ќиколай ƒмитриевич был очень нежным и заботливым со своей семьЄй: женой ћарией »вановной, дочерью “ать€ной и сыном Ќиколаем.

— ¬с€ его жизнь была на виду. ќн очень заботилс€ о своей семье. ѕереживал из-за того, что не может удел€ть жене столько внимани€, сколько она заслуживает. ѕросил у неЄ за это прощени€. Ќо профессиональную хватку всЄ равно не ослабл€л, — поделилс€ воспоминани€ми ¬алерий ƒанильченко.

—ын  узнецова Ќиколай Ќиколаевич по сей день работает на заводе отца ведущим инженером, тестирует агрегаты в испытательном цехе. ј дочь “ать€на Ќиколаевна стала физиком.

—кончалс€ выдающийс€ конструктор 31 июл€ 1995 года. —ейчас предпри€тие, на котором работал Ќиколай ƒмитриевич, носит его им€. ≈го разработками по сей день пользуетс€ огромное количество специалистов по всему миру. 

 орпус завода на «аводском шоссе
 орпус завода на «аводском шоссе

ј большинство военных самолЄтов, которые охран€ют границы –оссии и выполн€ют боевые задачи за еЄ пределами, летают на двигател€х  узнецова.

*«десь и далее цитаты Ќ. ƒ.  узнецова привод€тс€ по книге «√енеральный конструктор. Ќиколай ƒмитриевич  узнецов. ∆изнь и де€тельность». »здательство «¬олга ƒизайн», 2011 год.