««ащищать, охран€ть, быть достойным сыном своего отечества — св€то»
««ащищать, охран€ть, быть достойным сыном своего отечества — св€то»

„ерна€ р€са, наградной золотой крест и… голубой берет. ћы встретили отца ћихаила ∆егалина на праздновании ƒн€ ¬ƒ¬ и удивились. ƒесантник и св€щенник в одном лице.  ак такое может быть? ќказываетс€, может.  аким образом, мы узнали из первых уст.

—в€щенник в берете десантника поразил самарцев
—в€щенник в берете десантника поразил самарцев
ќтцу ћихаилу всего 29 лет
ќтцу ћихаилу всего 29 лет

’улиган попросилс€ в церковь

∆ивой взгл€д, быстра€ речь, активна€ мимика. ќтец ћихаил отличаетс€ от привычного дл€ нас образа св€щенника.  ажетс€, этой энергичной душе тесно в своем теле. “ак и рветс€ она вовне, к люд€м.

— я был хулиганистым мальчишкой. Ќо училс€ хорошо и был ответственным, поэтому много мне прощалось. –ос без отца. ≈го роль на себ€ вз€ла бабушка. ќна была из традиционной русской семьи, 16-м ребенком. » когда старшие ушли на войну, фактически вз€ла на себ€ воспитание плем€нников. Ёто сделало ее строгой и сильной, насто€щей русской бабой в хорошем смысле. ѕри этом всегда в семье была сильна вера. ћама и бабушка дали мне о знание о боге, которое потом определило мою жизнь, — рассказывает св€щенник.

«ћама и бабушка дали мне о знание о боге»
«ћама и бабушка дали мне о знание о боге»

— 11 лет ћихаил прислуживал в  ирилло-ћефодиевском соборе. ѕричем сам о своем желании объ€вил насто€телю.

«ћо€ жизнь, мой быт были неразрывно св€заны с церковной службой»
«ћо€ жизнь, мой быт были неразрывно св€заны с церковной службой»

— Ёто стало дл€ всех неожиданностью с учетом моего характера.   тому же € мечтал быть космонавтом, спасателем, военным. ¬се игры мои венчались какими-то героическими поступками. ¬роде бы, и предпосылок не было. ћама и бабушка каждое воскресенье водили мен€ в церковь. » вот однажды € подошел к насто€телю, отцу ¬иктору, и сказал, что хочу прислуживать. ќн, конечно, мен€ знал, но был несколько шокирован такой просьбой. » всЄ же сказал: «≈сли желаешь, давай попробуем». — тех пор мо€ жизнь, мой быт были неразрывно св€заны с церковной службой. ¬ школе это восприн€ли несерьезно, но всЄ же отпускали с зан€тий на праздничные службы. » как-то постепенно к концу обучени€ € утвердилс€ в мысли, что хочу быть св€щенником, поэтому поступил в семинарию.

ћихаил решил стать св€щенником, еще обуча€сь в школе
ћихаил решил стать св€щенником, еще обуча€сь в школе

ќбучение мое складывалось благополучно. ћен€ сделали иподиаконом на службе владыке, помощником, проще говор€. ѕоэтому практически всЄ это врем€ € провел р€дом с митрополитом —ергием. Ќо под конец обучени€ возникла сложна€ ситуаци€. я сдал госэкзамены, а вот диплом сделать не успевал. ƒумал, как же быть?  ак же поступить? » ответ сам собой пришел. ѕрислали повестку из военкомата. ѕошел к владыке — сказал, что иду в армию. ќн спокойно мне ответил, чтобы € возвращалс€ после. » € отправилс€ служить. ¬ ¬ƒ¬!

ќтправление в армию стало дл€ семинариста вызовом и приключением
ќтправление в армию стало дл€ семинариста вызовом и приключением

»з семинариста в десантники

¬ среде десантников юному семинаристу неизбежно пришлось столкнутьс€ со стереотипами и непониманием. Ќо говорит, что ему удалось их перебороть.

ѕроводы прошли на позитивной ноте
ѕроводы прошли на позитивной ноте

— Ќас отправили сначала в ќмск, в учебный центр подготовки младших специалистов воздушно-десантных войск. Ѕыло распределение. Ќа сцене клуба сидел взрослый офицер. ќн смотрел наши личные дела, узнавал нашу специфику. ћы по очереди к нему подходили.  аково же было его удивление, когда он увидел, что € из семинарии пришел. √оворит мне: «“ы что, поп? ј вам разве можно сюда? —трел€ть ведь придетс€, не дай бог, убивать». я ответил, что не только можно, но и нужно.   тому же € еще не был св€щенником, а всего лишь студентом, человеком общества. «ащищать, охран€ть, быть достойным сыном своего отечества — это св€то. ќфицер оценил ответ. “ак € и стал служить наводчиком-оператором боевой машины десанта-2. —идел в башне, стрел€л, — рассказывает ћихаил. — ѕо сути, был главным защитником и самой машины, и отр€да в 15 человек. “акже совершил 17 прыжков с парашютом. ѕравда, только на учени€х. ќт реальных боев бог оградил. ѕравда, бывало жили в пол€х недел€ми. “ак что готовность есть к разным ситуаци€м.

«—амыми страшными были прыжки с парашютом. Ќу, не люблю € высоту»
«—амыми страшными были прыжки с парашютом. Ќу, не люблю € высоту»

јрмейский быт дл€ ћихаила оказалс€ более чем привычным. ѕо его словам, семинари€ — та же арми€, только форма разна€.

—ослуживцы стали одной семьей
—ослуживцы стали одной семьей

—  азарменное положение, дисциплина, устав, распор€док, подшива. ƒл€ мен€ было странно смотреть на парней, которые впервые в жизни иголку с ниткой в руки вз€ли. ј им было странно смотреть на мен€ — семинариста, который пришел пострел€ть. —начала чувствовалось пренебрежительное отношение: «јааа, поп! »з тех, что в черных халатах и с ведрами на голове?» Ќо € обиду не держал. ѕостепенно все сдружились, армейска€ жизнь сплотила. –еб€та начали задавать вопросы о вере, о церкви. —начала были простые, потом — более сокровенные. ” многих же просто непонимание, предвз€тое отношение к церкви. «а то врем€, что € был в армии, трое сослуживцев крестились. ”же после перераспределени€ в ”ль€новск, где был храм дл€ военнослужащих, € оп€ть стал помогать насто€телю. Ќа наши службы оп€ть же ст€гивались сослуживцы. —начала несколько человек, близкие друзь€. ѕод конец уже отр€дом ходили, — с улыбкой рассказывает св€щенник.

ј это еще один друг
ј это еще один друг

¬ойна за души

ѕо словам отца ћихаила, служба в армии помогла ему лучше понимать людей, оценивать реальность, чувствовать ответственность и силу. ќн чуть не ушел служить по контракту, но сердце всЄ же пот€нуло в лоно церкви.

ѕосле службы ћихаил приехал в родной город
ѕосле службы ћихаил приехал в родной город
«десь его ждала будуща€ жена
«десь его ждала будуща€ жена

— я вернулс€ в —амару. “ут мен€ ждала девушка, в которую € влюбилс€ с первого взгл€да еще на первом курсе семинарии. ѕолучив благословение митрополита —ерги€, мы поженились. ј через мес€ц € получил сан. ќпределили мен€ в тот самый храм, где € прислуживал с детства. ¬ернулс€ в семью, так сказать. я преподавал в —в€то-јндреевском кадетском корпусе, который был при церкви. ј через два года владыка мне поручил обустроить храм на ƒнепровском проезде. ќтдали под эти цели постройку 1960-х годов, где когда-то была котельна€. «дание было в ужасном состо€нии. ¬ одной части были служебные помещени€ сантехников, в другой — притон. ”шло п€ть лет, чтобы довести его хот€ бы до такого состо€ни€, какое есть сейчас. » всЄ своими руками фактически, при помощи друзей и прихожан.

ћихаил получил сан после свадьбы
ћихаил получил сан после свадьбы

» вновь пришлось столкнутьс€ со стереотипами. «дание, которое отдали под храм, располагаетс€ во дворе, среди пыльных хрущевок.  ак и на многих окраинах —амары, здесь процветали алкоголизм и наркомани€. ѕоследстви€ были, как говоритс€, налицо.

«а благополучие храма пришлось поборотьс€
«а благополучие храма пришлось поборотьс€
«—в€щенник много отдает себ€ люд€м»
«—в€щенник много отдает себ€ люд€м»

— ¬округ здани€ было много деревьев, сорн€ков. ћы всЄ вырубили и выпилили. —мотрю, грунт с мусором. Ќа одну лопату копнули — шприцы и бутылки, на вторую — шприцы и бутылки, на третью — шприцы и бутылки. я ужаснулс€, как всЄ это спрессовалось. ѕришлось вызывать экскаватор. ѕолтора метра земли было с этим вот безобразием. ћы всЄ это вывезли, засыпали новый грунт, посадили цветы. Ќо не всем местным жител€м изменени€ пришлись по душе. Ѕыли и прокл€ти€, плевки, возмущени€.   тому же силами прихода убрали все лавочки из двора, чтобы на них не собирались пь€нки. ¬место этого безобрази€ по€вилс€ сад. », кажетс€, район действительно стал преображатьс€, — надеетс€ отец ћихаил.

¬от так по-военному и служит молодой св€щенник району. ѕризнаетс€, что с некоторыми людьми по-другому нельз€ — нужно быть строгим, стукнуть кулаком по столу. — другими же лучше говорить ласково.

« аждый св€щенник — воин ’ристов»
« аждый св€щенник — воин ’ристов»

— ћы воюем за души людей, за добрый, благой, свободный, человеческий выбор.  аждый св€щенник — воин ’ристов. ¬ то же врем€ он врач духовный. Ќаша основна€ работа — социальное служение. —в€щенник много отдает себ€ люд€м. ј люди приход€т за разными вопросами, советами, пытаютс€ найти утешение и отраду. ≈сть непонимание стеснение, стереотипы. Ќе каждый может распор€дитс€ дарованной ему свободой так, чтобы не вредить себе. ¬се мы знаем, что поле битвы — сердце человека, где добро и зло сходитс€. » дабы добро побеждало зло, нужно давать напоминание, показывать пример. » ко всем нужен разный подход, — объ€сн€ет св€щенник.

«а ¬ƒ¬!

ѕолученный в армии опыт пригодилс€ и в обучении кадетов, которое он продолжает вести до сих пор.

—в€щенник с гордостью носит голубой берет
—в€щенник с гордостью носит голубой берет

— ћы устраиваем детские лагер€. ƒаем реб€там знани€ и понимание защиты, отечества. ќбучаем тому, что нравитс€ мальчишкам и девчонкам. Ћазать, плавать, копать, стрел€ть. — соратниками из «Ќавигатора 63» (тоже десантниками) мы организуем походы, заплывы, различные культурные и патриотические меропри€ти€. ¬ общем-то всЄ это результат семейного духа воздушно-десантных войск. ћы и посто€нно между собой общаемс€, созваниваемс€, советуемс€. ѕо жизни вместе, — говорит отец ћихаил.

«ќт одного присутстви€ десантников завис€т границы мира и тишины»
«ќт одного присутстви€ десантников завис€т границы мира и тишины»

ѕо его словам, это душевное братство, потому так обидно сталкиватьс€ с предвз€тым отношением к десантникам.

«—ейчас € воюю за души людей»: истори€ того самого св€щенника-десантника из —амары

— я понимаю, что некоторые ведут себ€ недостойно, хоть всем нам говорили, что мы лицо армии и надо вести себ€ подобающе. Ѕыли разные случаи. Ќо с каждым годом становитс€ всЄ спокойнее. ” нас мирные красивые праздники. ’очетс€, чтобы люди понимали и поддерживали ¬ƒ¬. ƒесантникам есть чем гордитс€, есть чему радоватьс€. ћногие воевали. ќт одного их присутстви€ завис€т границы мира и тишины. я горжусь, поэтому не стесн€юсь вместе с р€сой надеть голубой берет и показать себ€ люд€м в этом обличии.  ак говоритс€ в писании: «Ќет большей добродетели, чем душу положить за други свои».