јнастаси€ Ѕеренова — детский психолог и соавтор книги «Ѕезопасность ребЄнка и подростка. ∆изнь без страха»
јнастаси€ Ѕеренова — детский психолог и соавтор книги «Ѕезопасность ребЄнка и подростка. ∆изнь без страха»

ƒетский психолог јнастаси€ Ѕеренова написала авторскую колонку о том, чему надо научить своих детей пр€мо сейчас, чтобы в критической ситуации они смогли получить помощь.

¬от пр€мо сейчас поговорите со своими чадами. ѕервое и самое важное — научите ребенка просить о помощи: показать дорогу, позвонить маме, одолжить на проезд, все что угодно.  атегорически нельз€ убеждать детей, что разговаривать с незнакомыми нельз€.  ак итог — все бо€тс€ похитител€ и попадают в тревожные истории, где страх парализует решение.

Ќадо уметь разговаривать правильно. ѕросить помощи — уверенно, на безопасной дистанции не менее 1,5 метра. ѕусть ребенок заранее научитс€ убегать, потренируетс€ и перестанет бо€тьс€. ќпыт показывает, что это рассто€ние достаточное, его легко отмерить визуально — чуть меньше роста человека.

«апомните, любой навык требует тренировки. ≈сли ребенок никогда и ни с кем не говорил на улице, в момент паники он это делать не начнет. ѕусть при вас тренируетс€: спросить дорогу, врем€ и т. п.

ќбъ€сните, что помощи просить вообще не стыдно. » да, что если дес€ть человек откажут, просить еще и еще. Ќе отчаиватьс€. ≈сли есть выбор, сначала обращатьс€ к человеку на службе, на работе, потом — при равном выборе к паре средних лет. ќбычно они отзывчивые.

ѕриучите ребенка всегда зар€жать телефон. —амому.  упите портативный зар€дник, вот пр€мо сейчас, пусть про запас собой носит. ≈сли ребенок еще не может следить за балансом телефона, провер€йте, есть ли деньги. ѕр€мо сейчас проверьте, умеет ли он звонить в скорую и полицию. ≈сли нет — научите.

» да, сотовый — штука ненадежна€.  ак и все в детских руках. ’оть однажды случитс€, что деньги и телефон потер€ютс€ разом. ѕроверьте, знает ли он наизусть ваши телефоны. ¬от пр€мо сейчас проверьте. ¬ идеале — напишите на изнанке куртки или внутри шапки маркером по ткани — в шоковой ситуации он может забыть номер. ј про все остальное — учите просить.

ѕроговорите, куда в какое врем€ лучше бежать. ¬сегда есть круглосуточные аптеки, продуктовые магазины, и кафе порой работают допоздна. ѕройдите по частому маршруту вместе и проговорите это. ѕриучите ребенка здороватьс€ со знакомыми в своем районе. Ќаверн€ка вы часто ходите в один магазин и в одну булочную — чем быстрее его узнают, тем быстрее помогут. ƒа и барьер общени€ сниметс€. Ќу и вежливость — это хорошо.

¬от пр€мо сейчас пришейте светоотражатели. Ќас всех пугают фейками, тогда как реальные опасности просты и нелепы — скользка€ дорога, спешка, темнота, плохие тормоза.

ѕоговорите с ребенком о том, что потер€нный телефон, внезапно порванна€ фирменна€ куртка, двойка и проча€ ерунда — ерунда. Ќет, мама не убьет. Ќет, не страшно идти домой. ƒа, жизнь — главна€ ценность. ќтсутствие довери€ и психологического комфорта — часта€ причина побегов.

ѕоговорите о том, что даже если дома есть комендантский час и ребенок опаздывает, это не повод бежать на красный. » не повод одному в ночь уходить с дискотеки (правило «вместе пришли, вместе ушли»). ƒа, тревожно. Ќо нельз€ слом€ голову спешить. ¬ведите лимит опозданий плюс минус форсмажор.

ѕоговорите с ним о своих чувствах. ƒа, черт подери, модные психологи только и говор€т, что об этом говорить нельз€, в итоге дети глазами хлопают и не понимают, что родители волнуютс€. √оворите о чувствах искренне, говорите, что он дороже оценок и прочей ерунды. ѕоговорите о здоровье и жизни.

» да, не ведитесь на фейки. –еальна€ жизнь ина€. –еальные опасности, реальные драки и похищени€ — другие. Ќе постите фейки. » не постите советы, пахнущие паранойей. я уже ловлю «за руку» школы безопасности, которые дают советы на основе фейков (верх мастерства в кавычках). ≈ще раз найду — ну честное слово, скрины выложу. » да, уже есть прецеденты, когда дети, которые бо€тс€ взрослых, уходили в лесу подальше от волонтеров.

¬ моем личном арсенале несколько историй — когда давала деньги подростку на проезд, когда дети помогли пожилой женщине. ƒа, дети могут не только просить помощи, но и помочь. Ёто не значит, что € призываю вернуть пионерию. Ќо! ¬сегда есть веро€тность, хоть мала€, что инфаркт вас встретит на пустынном школьном дворе, в то врем€, когда там только дети и ни одного взрослого. –ебенку вполне под силу вызвать скорую или добежать до другого взрослого, который поможет. » да, в той ситуации дети помогли женщине встать и проводили до дома. ќказалс€ сложный перелом.

∆изнь сложна€ и непредсказуема€, седых волос прибавл€етс€, и все же самый главный навык безопасности детей — умение думать. —амый главный навык в семье — доверие. ¬се может случитьс€ с каждым, абсолютно. Ќикакое позитивное мышление или «правильна€ жизнь» не поможет. ѕоможет умение включать план Ѕ, если не сработал план ј. » далее — ¬, √, ƒ... » у взрослых, и у детей.

ћнение автора может не совпадать с мнением редакции.