ќдна из дочерей јнны окончила обычную общеобразовательную школу, а втора€ занимаетс€ на дому
ќдна из дочерей јнны окончила обычную общеобразовательную школу, а втора€ занимаетс€ на дому

” российской образовательной системы всЄ меньше поклонников, и это вполне обоснованно. “ак считает јнна — мама двух детей и учитель английского €зыка. —тарша€ дочь окончила обычную школу, а младша€ занимаетс€ на дому. јнна рассказала, с какими трудност€ми они сталкивались в общеобразовательной школе и почему при первой же возможности выбрали домашнее обучение. ј также поделилась своими наблюдени€ми за современными школьниками, которым посто€нно приходитс€ объ€сн€ть один и тот же материал. ƒалее — от первого лица.

¬первые € задумалась о домашнем обучении, когда мо€ старша€ дочь училась в 7-м классе. ќна много болела, часто пропускала уроки, и ликвидировать пробелы в знани€х, возникающие то там, то с€м, при всем желании не получалось. Ёлектронного дневника в школе не было, телефоны одноклассников почти всегда были недоступны, а какую-либо информацию о домашнем задании можно было получить только в группе класса «¬ онтакте», где робкие вопросы отдельных реб€т «а что задали?» регул€рно тонули в море взаимных издевок, оскорблений и нецензурной брани.

ћинусы современной школы

¬се попытки угнатьс€ за школьной программой без опоры на домашку оказывались тщетными: последовательно чита€ учебник дома, параграф за параграфом, мо€ дочь то и дело «промахивалась» с темой — то забегала слишком вперед, потому что весь класс топталс€ три урока на одной теме, то безнадЄжно отставала, потому что все просто перепрыгнули тему, а она ничего об этом не знала. ѕосле больничного она внезапно попадала на контрольную, о которой пон€ти€ не имела. 

»з-за падени€ успеваемости и частых пропусков мою дочь начали травить одноклассники, что отнюдь не добавл€ло любви к школе и желани€ туда ходить.
јнна, мать двоих детей

ѕедагогам тоже не удалось вложить в голову моей дочери никаких знаний. ”чительница математики никогда не объ€сн€ла новые темы, а просто вызывала кого-нибудь к доске и заставл€ла решать заданные номера. ≈сли ученик говорил: «я не знаю, как это решать», математичка отвечала: «я тебе что, репетитор, чтобы объ€сн€ть? —адись, два!» ’ими€ при чтении учебника вслух по цепочке всем классом тоже не становилась пон€тнее. ‘изички дети так бо€лись, что никто никогда не решалс€ переспросить, если что-то было непон€тно.

 лассна€ руководительница тогда за€вила мне, что мо€ дочь ленива€ и учитьс€ на дому не будет.   тому же 7-й класс — это не начальна€ школа.  ак €, гуманитарий, буду объ€сн€ть дочери математику, физику и химию? Ётим должны заниматьс€ специалисты! ¬от что € услышала от неЄ.

¬ итоге мо€ дочь кое-как окончила 10 классов, но годова€ двойка по физике положила конец обучению в этой школе.
јнна, мать двоих детей

ѕришлось получать аттестат в вечерней, где, кстати, к жертвам общеобразовательных школ относ€тс€ гораздо гуманнее, чем в родных школах, и объ€сн€ют материал гораздо пон€тнее.

—овершенно не умеют слушать

ѕараллельно € сама начала преподавать английский школьникам в частном €зыковом центре. » та картина, которую € увидела по своим ученикам, мен€ потр€сла. ќни совершенно не умеют слушать.  огда € включала им аудиозапись диалога из учебника и просила следить по тексту, прилежно делали задание только двое из п€терых. ќстальные же в это врем€ пытались выполн€ть письменные задани€ в тетради, чтобы опередить других, листали учебник в поисках более интересных картинок, раскрашивали картинки из Picture dictionary, изучали плакаты на стенах…. ј когда € выключала запись, начиналось в «стопицотый» раз «нев» вместо «нью», «пипл» вместо «пьюпл» и прочее. 

ƒаже те, кто приходил ко мне с п€теркой по школьному английскому, писали тесты методом тыка, или, как они сами говорили, «рандомно». » это были дети преимущественно из престижных лицеев и гимназий, из обеспеченных семей, где не жалели денег на хорошее образование, в том числе на обучение иностранным €зыкам и поездки за границу.

ћультики фоном с рождени€, рассе€нное внимание, гиперактивность и многозадачность — всЄ это вкупе привело к такой вот неспособности в принципе вычлен€ть из окружающего шумового потока значимую информацию. ѕоэтому € уже смирилась с тем, что фактически каждому ученику приходитс€ заново объ€сн€ть только что сказанное. —лава богу, что у мен€ их максимум п€теро! ј теперь представьте, что происходит в среднестатистической школе на среднестатистическом уроке со всеми этими ƒенисами, —ашами и ћашами, которых в классе одновременно 35 человек.

ƒети делают вид, что учатс€. ”чител€ делают вид, что вер€т им

Ћицеи и гимназии изначально стараютс€ набрать наиболее сильных детей, дава€ родител€м пон€ть, что у них бешеный конкурс. — самого начала задаЄтс€ высокий темп обучени€: второй раз объ€сн€ть никто не будет, помогайте ребенку дома сами или нанимайте репетитора. ¬ обычных школах, несмотр€ на финансирование в разы скромнее, чем в статусных школах, и на контингент детей, учител€ должны выдавать как минимум приемлемый результат. ј это значит, что на п€тЄрки в таких школах мало кто может претендовать, но ставить сплошные двойки не заинтересованы сами учител€ — им же будет хуже. ѕоэтому в таких школах разброс оценок колеблетс€ между 4 и 3. » здесь все средства хороши: и списывание контрольных с интернета, и √ƒ«, и рандомные ответы в тестах. ƒети делают вид, что учатс€, учител€ делают вид, что им вер€т; и обе стороны вполне довольны друг другом и стараютс€ жить, не напр€га€сь. ј на выходе — полное невежество и утрата интереса к учебе.

ѕоэтому когда мо€ втора€ дочь, у которой с рождени€ были небольшие неврологические проблемы, достигла того же рубежа, € пон€ла: пора бежать! Ѕежать, пока ребЄнок ещЄ не до конца утратил веру в свои силы и интерес к учЄбе.

¬ своей родной школе мы просто сказали, что переходим в другую, и нам беспреп€тственно выдали документы. — другой школой, ло€льной к самосто€тельному обучению, € договорилась заранее. «атем пришла в ƒепартамент образовани€ и написала за€вление о переходе. „ерез пару недель нас прикрепили к школе, с которой мы договаривались, и наша учЄба началась.

¬ школе нестабильность каждый день

 онечно, не обошлось без трудностей организационного характера. Ќапример, мы начали учитьс€ по одним учебникам, а потом оказалось, что нужны другие, и нам их выдали только в середине сент€бр€. Ќо это лишь пара недель нестабильности на фоне вполне комфортного процесса обучени€ дома в течение всей четверти. ¬ школе же нестабильность была каждый день: то внезапные изменени€ в расписании, то учебные эвакуации, то праздники или походы в театр вместо уроков.

ѕерестали убиватьс€ над домашкой по геометрии в 10 вечера

ј вот плюсов оказалось много. ¬о-первых, € получила представление о том, что вообще происходит в голове моего ребенка, что там есть и, самое главное, чего там еще нет. ¬о-вторых, стали обнаруживатьс€ межпредметные св€зи, а благодар€ моей вовлеченности в процесс обучени€ в наши самые обыденные разговоры стал вплетатьс€ учебный материал. ћы стали планировать свой день и заниматьс€ наиболее сложными предметами в наиболее удобное нам врем€, а не убиватьс€ над домашкой по геометрии в 10 вечера, когда работоспособность у нас обеих падает до нул€.

≈динственный недостаток — недостаток общени€ со сверстниками

—ама€ больша€ трудность в домашнем обучении — не расслабл€тьс€ самому родителю. ”ход€ на работу, € должна каждый день оставл€ть дочери задание, а вернувшись, € должна провер€ть и объ€сн€ть.  аждый день.

≈динственный существенный недостаток самосто€тельного обучени€ — это недостаток общени€ со сверстниками. Ќо дочка и в школе мало общалась с одноклассниками, обычно на переменах она просто сидела в сторонке и скучала. —ейчас она ходит на компьютерные курсы, но в плане общени€ это не совсем то, чего бы хотелось. ¬озможно, со временем подберЄм что-то другое — курсы иностранного €зыка, спортивную секцию или что-то еще. ¬ любом случае общение по интересам, мне кажетс€, предпочтительнее вынужденного общени€ со сверстниками-подростками в атмосфере современной школы, котора€, м€гко говор€, далека от идеала.

¬ы бы перевели своего ребенка на домашнее обучение?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа, это лучше обычной школы
  • Ќет, школа и общение со сверстниками важнее
  • ≈сть аргументы за, есть аргументы против
  • —вой вариант ответа (напишу в комментари€х)
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€