Количество крупных фитнес-клубов Тольятти можно пересчитать по пальцам. При этом большая часть из них располагается в Автозаводском районе и поглощает основную платежеспособную аудиторию. По оценкам ведущих игроков фитнес-индустрии, регулярно занимаются спортом в специализированных клубах Автограда около двух-трех процентов тольяттинцев. Посему среди фитнес-центров, ориентирующихся на средний ценовой сегмент, идет жесткая конкурентная борьба за каждого клиента. О некоторых аспектах фитнес-индустрии Tolyatty.ru рассказала директор спортивного клуба «Дэвис» Ольга Ведерникова.
– Ольга Владимировна, спортивный клуб «Дэвис» – один из новейших центров города. На что ориентировались при строительстве комплекса?
– «Дэвис» – это уникальный проект. Это первый в России теннисный центр-музей. И строили его люди, неравнодушные к теннису и к его истории. Центр построен в честь первой победы российской команды в розыгрыше Кубка Дэвиса в 2002 году. Это была первая победа за всю столетнюю историю розыгрыша кубка. Перед входом в «Дэвис» стоит точная копия одноименного кубка, которую нам сделал член союза художников России Константин Гаппов. В «Дэвисе» также собраны интересные раритетные вещи, связанные с розыгрышем Кубка Дэвиса.
Что касается инфраструктуры клуба, то «Дэвис» располагает 6 закрытыми и 7 открытыми теннисными кортами. Здесь есть открытый бассейн и шезлонги для отдыха, летом у нас эксклюзивные программы аутдор, то есть фитнес на свежем воздухе, работает детский теннисный лагерь, студия красоты, лаунж-бар. Дословно с английского Lounge переводится как праздное времяпрепровождение. Lounge-бар «Дэвис» – это место, где можно найти приятных собеседников, отдохнуть от городской суеты и расслабиться после тренировок.
– Можно ли сказать, что индустрия фитнеса прирастает в значительной мере за счет элитного сегмента? Остается ли эта ниша свободной в Тольятти?
– Хочу вам сказать, что в Тольятти элитного сегмента нет вообще. И элитного клуба в Тольятти ждать не приходится. Слишком мало по-настоящему состоятельных людей, которые смогут себе позволить услуги элитного клуба. Элитными клубами прирастает индустрия в основном в Москве и Питере. Я знаю элитный клуб в Москве, стоимость клубной карты которого составляет пять тысяч евро, а количество его членов ограничено.
И «Дэвис» – не элитный клуб. Это клуб, который может себе позволить горожанин со средним достатком. Стоимость клубной карты VIP в «Дэвисе» в перерасчете на месяц не превышает двух тысяч рублей.
– По вашим оценкам, насколько быстро может окупиться фитнес-клуб в Тольятти?
– Вообще, по окупаемости много нюансов. Если люди строили здание под клуб, то это одно, если арендуют – другое. Потом, какой размер аренды? Где располагается клуб, в каком регионе? Мы просчитывали срок окупаемости фитнеса для себя – это 7 лет. А клуб класса премиум в Тольятти не окупится очень долго.
– Люди не всегда готовы сразу отдать крупную сумму денег за годовое обслуживание в фитнес-клубе. Приоритетными статьями расходов остаются еда, коммунальные платежи, одежда. Насколько востребованы карты постоянного клиента в вашем клубе?
– Для людей, ведущих здоровый образ жизни, здоровье и красота – не менее важный приоритет, эти люди постоянно продлевают клубные карты. Есть другая категория людей, для которых спорт не столь важен в шкале их жизненных ценностей. Эти люди отсеются, даже если карты я буду давать им бесплатно!
– Ожидается ли в Тольятти приход столичных сетей фитнес-индустрии? Способны ли отдельные клубы выдержать напор крупных сетевых игроков?
– В Тольятти планировала зайти федеральная сеть «Планета фитнес». И испугалась. Вместо строительства одного клуба в Тольятти они построили еще два в Самаре, где и так достаточно и сетевиков, и одиночных клубов. Так что пока можно курить бамбук. Шучу. Открытие каждого нового клуба в Тольятти вызывает отток клиентов. Это ощутимо, так как количество людей, занимающихся фитнесом невелико. Это всего 2-3% от всего населения города.
– Что, на ваш взгляд, может удержать клиентов в фитнес-клубе?
– В первую очередь людей удерживают инструкторы. Бывают случаи, что с уходом инструктора в другое место, клуб теряет значительную часть клиентуры. Ну и должен быть приличный сервис, конечно.
– Российская фитнес-индустрия развивается такими быстрыми темпами, что сейчас уровень специалистов и уровень образованности людей, работающих в фитнес-клубах, очень высок. Какие требования предъявляют крупные игроки к инструкторскому составу?
– Несомненно, это профессионализм и наличие профильного образования. Ценится также умение продавать персональные тренировки. На самом деле, хороших специалистов в регионах не хватает. Поскольку индустрия стала развиваться сравнительно недавно. А профессиональный уровень инструкторов, приходящих устраиваться на работу, оставляет желать лучшего. Поэтому клубам приходится буквально выращивать себе кадры.
– С вашей точки зрения, с каким целями сегодня приходят тольяттинцы в фитнес-клуб?
– Могу выделить несколько аспектов. Во-первых, занятие спортом ради фигуры. Затем просто ради здоровья. Некоторые приходят из-за знакомств и тусовки. Ну и, наконец, потому что это модно.
– Ольга Владимировна, все больше предпринимателей Тольятти берут курс на социальную ориентированность бизнеса. Насколько нам известно, «Дэвис» также поддерживает социальные проекты?
– Мы сейчас запустили очень значимый для региона благотворительный проект. Речь идет о развитии большого тенниса на колясках. Делаем это при поддержке Федерации тенниса Самарской области. У нас занимаются инвалиды-колясочники из клуба инвалидов «Клио». Двое из них в мае поедут на чемпионат России в город Димитров.