Насколько сложно адаптироваться бывшему военному в условиях гражданской жизни, знают многие. Кто-то сам прошел через это, другие наблюдали «моральную ломку» на примере своих родственников и знакомых, третьим в подробностях рассказали с телеэкранов и страниц газет. Особенно массовым переход с военной службы на «гражданку» был в начале 1990 годов. Многие офицеры запаса попытались тогда найти себя в каком-либо бизнесе. Одним из тех, кто нашел свою нишу, стал Андрей Васильев, создавший собственное частное охранное предприятие. По словам нынешнего председателя совета директоров ассоциации предприятий безопасности «Блокпост», прежде чем добиться успеха в бизнесе, пришлось пройти несколько ступеней.
– В начале 1990-х, после завершения службы в армии, как и многие, я работал кем придется: и таксистом, и менеджером по продажам, и инспектором отдела кадров. Как только адаптировался к гражданской жизни, получил предложение создать службу безопасности в одной из самарских фирм. А спустя три месяца стал директором одного из первых местных частных охранных предприятий (ЧОП). После трех лет работы понял, что готов самостоятельно заниматься бизнесом, и в 1999 году создал «Блокпост».
– Ваша компания получила известность в Самаре во многом благодаря работе с футбольным клубом «Крылья Советов».
– В «Крылья» меня привела любовь к футболу. Сначала мы просто охраняли спортивную базу. Затем мне поступило предложение стать офицером безопасности клуба, техническим директором. Приходилось совмещать должности, и времени было в обрез. Тогда безопасностью в футболе профессионально практически никто не занимался. Инструкции по вопросам ее обеспечения мы получали на совместных собраниях с президентом профессиональной футбольной лиги Николаем Толстых и руководством милиции общественной безопасности. С появлением российского футбольного союза мы вышли на новый, более профессиональный уровень, в сфере безопасности спортивных мероприятий был предложен институт «волонтеров». Распрощался я с «Крыльями» в связи со сменой руководства команды в 2005 году, будучи уже вице-президентом клуба. С тех пор сосредоточился только на работе собственной компании.
– Существует мнение, что современный охранный бизнес – прямой потомок криминальных группировок конца 1980-х и 1990-х годов. Насколько оно соответствует действительности?
– Отчасти с этим трудно не согласиться. Кто-то в те времена под видом ЧОПа занимался криминальными разборками. Российское кино и литература тех лет ярко это демонстрируют: криминал, разбой, бригады, стрельба, разборки. А кому-то удавалось в те тяжелые времена защищать людей от подобного беспредела. Происходило это, наверно, благодаря устоям воспитания, опыту работы в правоохранительной сфере и чувству справедливости. В моей практике были обращения людей с просьбами защитить их. Я всегда давал только один рецепт: в таких ситуациях необходимо обращаться в правоохранительные органы.
– В чем, на ваш взгляд, специфика охранного бизнеса? Какими качествами нужно обладать, чтобы достичь в нем успеха?
– На мой взгляд, специфика трансформируется, но неизменным остается репутация и опыт работы. Постоянно вводятся новые технологии, совершенствуется оборудование, структура управления, мобильность и степень материальной ответственности. Ошибки, неудачи, потери были, но всегда оставались вера в правильность выбранного пути и стремление сделать жизнь безопаснее. Успех в любом деле, на мой взгляд, сопутствует тогда, когда живешь и дышишь этим делом. Только в этом случае тенденции рынка всегда будут понятны и обозримы. По опыту работы могу добавить, что в охранном бизнесе важна исполнительская дисциплина. Порой из-за ее отсутствия происходят трагедии, ведь наша работа связана с повышенным риском.
– Когда вы почувствовали, что стали профессионалом в охранном бизнесе?
– У меня никогда такого чувства не возникало. Мы профессионально занимаемся охраной, а насколько профессионально – пусть решает потребитель.
– Насколько востребованы самарскими компаниями охранные услуги? По каким критериям идет выбор ЧОПа?
– Спрос на охранные услуги был всегда. По мере развития бизнеса самарских частных охранных компаний возрастает интерес в услугах безопасности в других регионах. Критерии же выбора зависят от запросов самого клиента. Всем необходимо качество работы. Но, увы, в погоне за низкой ценой покупатель не обращает внимания на множество критериев оценки. Внимательно изучать договоры, условия материальной ответственности, обязанности сторон заказчик услуг начинает только тогда, когда что-то происходит. На данный момент продуктов безопасности много, а вот качество и обещания не всегда соответствуют действительности. Сейчас динамично развивается рынок пультовой охраны и спутникового мониторинга. Благодаря этому ЧОПы обещают многое: время реагирования, степень материальной ответственности, количество групп быстрого реагирования, наличие собственного монтажного и сервисного подразделений. Все это и является основными критериями при выборе охранной компании.
– В каких случаях компании предпочитают создать собственную службу безопасности (СБ)? Насколько, на ваш взгляд, это оправдано?
– Основная задача СБ – это обеспечение собственной безопасности в рамках внутреннего и внешнего окружения. Решение собственника организовать свою службу прежде всего ориентировано на более простую схему работы, основанную на принципах легкой управляемости, преданности и корпоративной тайны. На аутсорсинг нанимают физическую или пультовую охрану по принципу личных знакомств. А если проводят тендер, то часть функций по контролю за деятельностью сторонних ЧОПов служба безопасности все равно берет на себя. У нас в компании существует собственная служба безопасности, и проверки деятельности подразделений проходят регулярно.
– Могут ли частные охранные компании защитить предприятие от рейдерской атаки?
– Противостояние рейдерской атаке, на мой взгляд, это, прежде всего, юридическая защита «плюс» грамотная работа службы безопасности. ЧОП в рамках таких процессов может обеспечить физическую охрану объекта во время предполагаемого захвата. Участвовать в хозяйственных спорах, а уж тем более в захвате помещений, ЧОП не имеет права.
– Как эволюционировал охранный бизнес за последние 10 лет?
– В связи со стремительным ростом экономики и открытием новых ниш охранный бизнес столь же активно развивается. Цены на услуги за эти годы выросли в разы, особенно в вопросе физической охраны. Но за счет демпинга со стороны конкурентов, желающих удержаться на рынке или захватить его часть на сегодняшний момент отсутствует логичный дифференцированный подход в формировании стоимости услуг. В некоторых случаях компании опускают цены ниже себестоимости, что является полным абсурдом. В последнее время стало достаточно много охранных компаний, которые себя позиционируют как ассоциации. Все это свидетельствует о том, что рынок молод, амбициозен и нет предела совершенству. В текущем году удалось создать Союз самарских охранных предприятий, в рамках которого мы бы и хотели наладить отраслевые отношения, создать площадку для общения и потребительский бренд доверия к членам Союза как к надежной организации в рамках субъекта федерации.
– Каким образом, на ваш взгляд, будет развиваться рынок охранных услуг в ближайшие годы?
– Дальнейшая ситуация во многом зависит от нового закона, принятие которого должно состояться в ближайшее время. От системных условий, которые будут им установлены, зависят затраты охранных компаний. Лицензионные условия станут непростыми, но время и рынок заставят нас приспособиться к новым реалиям. Развитие все больше и больше будет технологичным. При вступлении в ВТО, если не будет юридических ограничений, в Россию придут мировые охранные бренды. Причем не просто как бренды, а со своими технологиями, системой сервиса, менеджмента, продажами. Местным компаниям нелегко будет выжить в конкурентной борьбе. При этом отмечу, что недавно я был в Тайване на выставке Secutech 2008, а так же в офисе японской охранной компании Secom. Увиденное свидетельствует о том, что и мы идем правильным путем в направлении технологичности, мобильности и снижения рисков.
– Планируете ли вы предоставлять услуги по информационной безопасности? Насколько они сейчас востребованы на самарском рынке?
– Направление безусловно интересное, но, как показывает практика западных охранных компаний, информационной безопасности в перечне услуг у них нет. Возможно, это будущее. Но рынок безопасности столь широк, что для меня очевидно – сейчас охранные компании не готовы войти конкретно в этот сегмент. Что говорить, если до сих пор нет грамотных IT-решений для охранного бизнеса. Даже софт для программ мониторинга до сих пор не имеет признания у многих охранных предприятий. Отмечу, что в рамках нашей компании создан департамент инноваций и развития, задачами которого являются изучение новшеств индустрии безопасности.
– Сейчас на западе, особенно в США, многие охранные агентства, по сути превращаются в частные армии и воюют, например, в Ираке за деньги. Хотелось бы услышать ваше мнение на этот счет. Возможно ли такое в России?
– Эти процессы происходят в рамках законодательства тех стран, где они реализуются. Охранные компании в своем штате имеют опытных инструкторов – бывших бойцов спецподразделений. Не исключено, что там воюют и наши экс-соотечественники, работой которых стала военная стезя «наемника» в рамках специального заказа. По сути своей это наем на работу по контракту не физического лица, а компании. Все риски сняты и переложены на компанию. Но это все-таки межгосударственный конфликт, и я бы на данный момент не стал делать прогнозы о возможности такой практики в России.